Российская промышленность, как и вся отечественная экономика, за период реформ (90-е гг. XX в.) испытала сильнейший кризис и потеряла множество из достигнутых ранее позиций. Из-за сложившихся негативных макро- и микроэкономических условий многие предприятия прошли процедуру банкротства, многие были фактически ликвидированы. Уменьшился общий объем промышленного производства и доля в нем высокотехнологичных производств*, то есть в определенной степени произошла примитивизация и деиндустриализация хозяйства страны. Кризис вызвал падение уровня конкурентоспособности большинства отраслей промышленности России в сравнении с соответствующими показателями отраслей экономически развитых государств (ОЭСР). Все это привело к увеличению доли ресурсно-экспортной составляющей в экономике, а это в свою очередь повысило макроэкономические и политические риски государства.
С конца 90-х гг. наметились положительные изменения в промышленности. В 2004 году доля промышленного производства в ВВП страны составляла чуть более 30%, а доля занятых в промышленности в общей численности занятых в экономике превысила 21%*. Промышленность по-прежнему играет важную роль в развитии государства. Поэтому модернизация отечественного производства и изменение его структуры в сторону диверсификации и повышения доли высокотехнологичных отраслей являются необходимыми условиями для повышения конкурентоспособности экономики и уровня жизни населения России. О необходимости осуществления масштабных инвестиционных проектов как базиса для технологического рывка государство в лице Правительства и Президента в последнее время заявляло ни раз1. Исторический опыт (в том числе СССР) показывает, что коренная модернизация промышленности в условиях больших масштабов государства возможна только при осуществлении крупных проектов. В условиях рыночной экономики государство не должно играть единственно значимую роль в этом процессе, а лишь определяющую при выборе ведущих векторов. Но способен ли частный бизнес даже при активной поддержке государства к модернизации и изменению существующего технологического уклада в России и желает ли он подобных изменений – важный вопрос современной экономической науки и политики.
Для исследования перспектив развития отечественной промышленности была проанализирована статистическая база по крупным инвестиционным проектам2. База представляет собой матрицу из 300 крупных промышленных и инфраструктурных инвестиционных проектов, которые распределены по регионам России, по отраслям промышленности, по объему вложенных средств, по источникам инвестиций, по времени реализации. При этом крупными инвестиционными проектами изначально признаны вложения на сумму более 50 миллионов долларов. Данный критерий, безусловно, весьма формален, так как не учитывает существенных различий в фондоемкости строительства, а соответственно капиталоемкости разных отраслей промышленности. При анализе представленной базы определенные сложности возникли при сопоставлении данных по крупным инвестиционным проектам с общим объемом инвестиций, так как отсутствует разбивка капитальных вложений по годам.
Общий объем инвестиций по проектам составляет 322,95 миллиарда долларов США (таблица 1) и рассчитан преимущественно на срок до 2012-15 гг. Если предположить, что современная среднегодовая стоимость инвестиций в основные фонды, составляющая за период последних шести лет 100-120 миллиардов долларов США*, будет изменяться пропорционально крупным капитальным вложениям в будущие 5-6 лет, тогда на крупные инвестиционные проекты в среднем будет приходиться от 40 до 60% всех вложенных в основные фонды средств. Следует отметить, что при исследовании использовался преимущественно нормативный подход, так как не был осуществлен тщательный мониторинг проектов по их фактическому состоянию и по возможностям реализации.
Крупномасштабные инвестиционные проекты способны осуществлять только крупнейшие компании и экономически сильные субъекты РФ, что подтверждает анализ данных базы по источникам финансирования, представленный в таблице 1.
Таблица 1. Структура крупных инвестиционных проектов по источникам, объектам финансирования.
Источники финансирования |
Субъекты финансирования |
Объекты и направления финансирования |
Субъекты Федерации |
Приморский, Хабаровский, Красноярский и Пермский края, Иркутская, Магаданская и Читинская области, республики Коми и Саха |
16, освоение месторождений полезных ископаемых и строительство ЦБК |
Иностранные компании |
Kraft Foods (USA), Peter Hambro Mining и другие |
26, добывающие отрасли, автосборка, сельское хозяйство |
Государственные корпорации и подконтрольные компании |
ОАО «Газпром», ОАО «Роснефть», ОАО «РЖД», подразделения РАО «ЕЭС» и т.д. |
Более 50*, электроэнергетика, инфраструктура (газо- и нефтепроводы, морские порты ЭС) и освоение месторождений |
Крупные частные компании |
ОАО «Лукойл», «Северсталь-групп», ОАО «Российский алюминий» и т.д. |
Более 150, освоений месторождений полезных ископаемых, модернизация и наращивание основных фондов |
Результаты анализа отраслевой и региональной структуры крупных инвестиционных проектов представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Отраслевая структура крупных инвестиционных проектов.
Отрасль |
всего |
АПК |
черная металлургия |
угольная промышленность |
машиностроение |
цветная металлургия |
ПСМ |
количество проектов |
300 |
15,0 |
41 |
11 |
13 |
34 |
8 |
объем (млрд. $ США) |
322,49 |
2,43 |
19,38 |
8,03 |
6,42 |
23,12 |
1,43 |
доля от объема (%) |
100,00 |
0,01 |
0,06 |
0,02 |
0,02 |
0,07 |
0,00 |
Средний объем проекта (млн. $ США) |
5038,9 |
162,1 |
497,6 |
887,7 |
552,7 |
612,5 |
178,7 |
Отрасль |
Лесная промышленность |
инфраструктура |
добыча нефти и газа |
Химическая промышленность |
электроэнергетика |
||
количество проектов |
22 |
29 |
23 |
20 |
84 |
||
объем (млрд. $ США) |
11,69 |
80,52 |
144,53 |
31,42 |
62,02 |
||
доля от объема (%) |
0,04 |
0,25 |
0,45 |
0,10 |
0,19 |
||
средний объем проекта (млн. $ США) |
544,40 |
2875,86 |
6251,30 |
1770,59 |
770,30 |
Таблица 3. Крупнейшие регионы по объему крупных инвестиционных проектов и по процентному отношению этих проектов к основным фондам регионов.
Место в рейтинге по объему |
Регион |
Млн. долларов США |
% |
Регион |
Место в рейтинге по объему |
Млн. долларов США |
% к основным фондам региона |
1 |
Сахалинская область |
65680 |
20,4 |
Сахалинская область |
1 |
65680 |
809,1 |
2 |
Красноярский край |
31782 |
9,9 |
Ненецкий АО |
13 |
5316 |
232,6 |
3 |
Республика Саха (Якутия) |
23666,2 |
7,3 |
Республика Саха (Якутия) |
3 |
23666,2 |
131,2 |
4 |
Ямало-Ненецкий АО |
21595 |
6,7 |
Республика Тыва |
43 |
1000 |
129,2 |
5 |
Иркутская область |
20612,6 |
6,4 |
Мурманская область |
6 |
16000 |
116,1 |
6 |
Мурманская область |
16000 |
5,0 |
Красноярский край |
2 |
31782 |
96,5 |
7 |
Москва |
14300 |
4,4 |
Иркутская область |
5 |
20612,6 |
78,9 |
8 |
Ленинградская область |
9670 |
3,0 |
Магаданская область |
25 |
2831 |
75,5 |
Даже при поверхностном рассмотрении, становится ясно, что большая часть проектов направлена на ресурсное освоение северных и восточных регионов России (таблица 3), что связано с современной ориентацией на развитие высокорентабельных экспортных отраслей промышленности (по таблице 2: доля добычи нефти газа в общем объёме – 45%, угольной промышленности – 2%), и на инфраструктурное развитие (доля инфраструктурных проектов – 25%, электроэнергетики – 19%), проблемы которого тормозят общее развитие экономики. На машиностроение приходится лишь 2% от общего объема. Но, делая выводы, нельзя забывать о разной степени фондоемкости различных отраслей. Отношение проектов к основным фондам регионов (таблица 3) показывает, что расширенное воспроизводство основных фондов идет преимущественно в северных и восточных регионах нового освоения, где объемы основных фондов невелики, но в большей части регионов – суженное воспроизводство (даже в Московской области). Но здесь нельзя забывать о большом количестве малых инвестиционных проектов и разной отраслевой структуре регионов.
Проведенный анализ статистической базы крупных инвестиционных проектов показал, что при большом влиянии крупных проектов на общую структуру промышленности и модернизацию производства, можно выделить несколько основных направлений и будущих результатов этого воздействия:
Таким образом, как показывают результаты проведенного исследования, российская промышленность не сможет коренным образом изменить свою ориентацию и структуру в ближайшие 10-15 лет, при этом, ни государство в лице государственных корпораций, ни частные компании не готовы и не стремятся к существенным изменениям.
* по данным Роскомстата.
1 по данным из официальных обращений Президента к Парламенту
2 по данным Института региональной политики на начало 2007 года
* по данным Роскомстата.
* по имеющимся данным сложно с уверенностью судить о формах собственности компаний.