Сущеня Александр, Белорусский государственный университет

Конфликтное поле экономических отношений Республики Беларусь и Евросоюза

Полвека прошло с того момента, когда на карте Европы появилось новое объединение – Европейское экономическое сообщество, которое изначально было сформировано всего шестью государствами-членами: ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Италией. Вряд ли кто-то тогда мог задуматься о том, что Советский Союз не вечен, и что через десятилетия молодым республикам развалившейся страны «процветающего коммунизма» придется выбирать свой собственный внешнеэкономический вектор. Первое время, тем не менее, вряд ли существовала какая-то альтернатива постсоветскому пространству – уж больно сильны были экономические связи между республиками, а зависимость от энергоресурсов Казахстана, Украины и, в первую очередь России, казалась непреодолимой.

Тем не менее, спустя пятнадцать лет после распада СССР, Евросоюз стал непосредственным соседом СНГ после того как в 2004 г. произошло наиболее значительное укрупнение прогрессирующей организации, ведь до этого общая сухопутная граница у них была только на самом севере, и составляла 195,8 км (из них 152,8 км по рекам и озерам). Таким образом, некоторым постсоветским государствам предоставился шанс наладить более тесные связи с «единой Европой», вплоть до полного изменения политического и экономического вектора сотрудничества. Шанс появился и у Республики Беларусь, которая на фоне часто появляющихся в последнее время разногласий с Российской Федерацией, корнями своими так или иначе уходящих к вопросам поставки энергоресурсов, активно ищет новых экономических партнеров в различных регионах мира. А с выходом Евросоюза к границам Беларуси новые перспективы сотрудничества для обеих сторон стали очевидным фактом. Беларусь на современном этапе имеет шанс хотя бы частично избавиться от геополитического статуса «буферной зоны» [2], плотно сжатой Россией с одной стороны, и наступающим Европейским Союзом с другой.

В последнее время Беларусь совершила ошеломляющий рывок на общеевропейский рынок. Если закрыть глаза на политические противоречия между Республикой Беларусь и ЕС и руководствоваться лишь экономическими показателями, можно было бы подумать, что это Беларусь, а не Литва или Латвия, вступила в Евросоюз. Начиная с 1997 г., товарооборот нашей страны с Европейским союзом увеличился в 3 раза, а белорусский экспорт возрос более чем в 6 раз [4]. Отрицательное сальдо торгового баланса Беларуси с ЕС, которое в 1997 г. составляло около 1 млрд. долларов США, в 2003 г. впервые сменилось положительным (502,4 млн.) и в 2006 г. увеличилось до 4 млрд. долларов США. Доля стран ЕС в экспорте Беларуси резко выросла – с 23 % в 2001 г. до 36,7 % в 2004 г.; доля импорта – с 15,5 % до 19,8 %. А вот доля экспорта в Россию постоянно сокращается: в 2001 г. – 53 %, а уже в 2004 г. – только 47 %. Увеличение доли российского импорта за 2001–2004 гг. с 65,2 % до 68,2 % демонстрирует скорее степень зависимости Беларуси от российских энергоресурсов, а не глубину экономической интеграции [4]. Эти тенденции развития внешней торговли доказывают простую вещь: реальный сектор Республики Беларусь развивается скорее не благодаря, а вопреки политическому вектору, выбранному государством.

На момент 2005 г. объем товарооборота Республики Беларусь лишь в 8 раз был меньше российского, что, безусловно, свидетельствует о значительных успехах республики. В то же время, доля Беларуси в мировом товарообороте совсем мала – всего около 0,16 %, то есть всего 1/625 его часть [6]. Тем не менее, по темпам роста ВВП Республика Беларусь сейчас входит в тройку лидеров в СНГ после Азербайджана и Армении по данным статкомитета этой организации, поэтому доля Беларуси в мировом товарообороте постоянно растет, при чем в последнее время преимущественно не за счет традиционного восточного вектора, а за счет успехов белорусских производителей в Европе. Структуру экспорта и импорта Республики Беларусь на 2005 г. можно увидеть на рис. 1 и 2.

Рис.1. Структура экспорта Беларуси на 2005 г., % [1]
О значении для Беларуси Евросоюза в сфере торгово-экономических отношений говорят следующие цифры. На долю Евросоюза в 2005 г. приходилось 29 % ее внешнеторгового оборота. При этом доля расширенного ЕС в общем объеме белорусского экспорта достигла 36 %, что вполне сопоставимо с долей России (49 %). Кроме того, Евросоюз выступает крупнейшим инвестором в белорусскую экономику. С участием капитала стран ЕС создано 719 предприятий, что составляет 35 % общего числа функционирующих предприятий с иностранными инвестициями. Таким образом, Европейский союз за последнее десятилетие стал вторым после Российской Федерации важнейшим торговым партнером Республики Беларусь.

Рис.2. Структура импорта Республики Беларусь на 2005 г., % [1]
Тем не менее, существующий политический диалог Республики Беларусь с Евросоюзом, а точнее практическое его отсутствие, тормозит рост экономических взаимоотношений. Еврочиновники посчитали, что с  новоиспеченными соседями, к которым с 2004 г. относится и Беларусь, дешевле не ссорится и включили Беларусь в список программы «Новое соседство», предусматривающей новые льготные условия двустороннего сотрудничества. Однако конструктивных шагов со стороны белорусских властей не последовало, и возможные преференции остались лишь на бумагах.
Рис.3. Внешнеторговые показатели Республики Беларусь за 1995–2005 гг.

Несмотря ни на что, поступательное движение Беларуси в области налаживания экономических контактов с новыми государствами, расширение связей со старыми партнерами, постепенный уход от монополярно ориентированной экономики и преодоление экономического кризиса, связанного с распадом СССР, способствовали и способствуют росту внешнеторгового товарооборота республики, который вырос втрое за десятилетний период (рис. 3).

Рис. 4. Рост внешнеторгового товарооборота регионов Республики Беларусь с 2003 по 2004 гг., % (1 – Республика Беларусь в целом, 2 – г. Минск; области Беларуси: 3 – Брестская, 4 – Витебская, 5 – Гомельская, 6 – Гродненская , 7 – Минская, 8 – Могилевская) [1]

Таким образом, экономика приграничных регионов не в полной мере оказалась готовой ко вступлению стран-соседок в Евросоюз, хотя данный факт не оказался непреодолимым препятствием. В настоящее время торговые связи становятся еще крепче даже несмотря на антидемпинговые меры стран ЕС по отношению к некоторым группам белорусских товаров, включая такие доходные категории, как, например, торговля калийными удобрениями.

Интересен тот факт, что статьи экспорта Гомельской (а это лидер по  росту внешнеторгового товарооборота) и Витебской областей не отражают общую хозяйственную ориентацию данных регионов, где основная статья экспорта – нефть и нефтепродукты, торговлей которыми страна зарабатывает больше, чем тратит на их приобретение.

Какова же структура товарооборота Республики Беларусь со странами ЕС? Интересно то, что главной экспортной категорией в страны Евросоюза являются нефтепродукты и сырая нефть. Важным является то обстоятельство, что белорусские нефтеперерабатывающие заводы, а их в республике два, могут предложить европейцам качественный продукт с глубокой степенью переработки, так как это, пожалуй, единственное преимущество белорусских нефтепродуктов перед российскими. Например, для Нидерландов, ставших вторым торговым партнером Беларуси после



Рис.5. Структура экспорта из Республики Беларусь в некоторые государства ЕС, %
России за последние два года, импорт нефтепродуктов из Беларуси составляет более 95% всего импорта из республики (рис. 5). Причем с 2003 по 2005 гг. экспорт нефтепродуктов из Беларуси в Голландию возрос почти в семь раз [рис. 6], что лишний раз является подтверждением качества конечного продукта. Важным остается и тот факт, что Беларусь после начала столетия практически полностью отказалась от продажи сырой нефти, и теперь вся она поступает на переработку. Таким образом, экстенсивный тип хозяйствования в данной сфере был заменен интенсивным.

Для отражения структуры товарооборота Беларуси со странами Евросоюза были выбраны три государства-лидера по внешнеторговому товарообороту с Республикой Беларусь: Нидерланды, Германия и Польша. Причем выбраны были лишь пять важнейших статей экспорта для каждой страны в отдельности.
Проанализировав рис. 5, очевидным становится то, что Европа в первую очередь заинтересована в белорусских нефтепродуктах, а также в широком ассортименте продукции черной металлургии, машиностроения. То есть на экспорт из Беларуси в страны ЕС в первую очередь ориентированы крупнейшие белорусские предприятия преимущественно государственной формы собственности.

Таким образом, ситуация выглядит обоюдовыгодной: крупные предприятия республики получили шанс реанимировать свои производства благодаря первоначальным капиталовложениям со стороны государства  и нарастающему их товарообороту со странами Евросоюза (в первую очередь это касается предприятий нефтепереработки). ЕС же получил качественную и недорогую продукцию. Интересен тот факт, что структура товарооборота с Польшей гораздо более неоднородна, о чем говорит доля прочих товаров, экспортируемых из Беларуси, что и понятно; Германия здесь выделяется как давний и надежный партнер, уже долгое время занимающий лидирующие позиции по товарообороту с Республикой Беларусь.
В 2006 г. в абсолютном выражении прирост экспорта белорусской продукции в Европейский союз составил 1,95 млрд. долларов. В разрезе стран в наибольшей степени увеличились экспортные поставки в Нидерланды (+1,09 млрд. долл. США), Великобританию (+354,5 млн. долл. США), Польшу (+185,4 млн. долл. США), Латвию (+139,4 млн. долл. США), Швецию (+103,1 млн. долл. США) и Литву (+80,9 млн. долл. США).

В 2006 г. в страны ЕС экспортировалось более 700 видов товарных позиций. Беларусь экспортирует в Европейский союз нефтепродукты (включая сырую нефть), сжиженный газ, полуфабрикаты из углеродистой стали, калийные удобрения, прутки и проволоку из углеродистой стали, крученую проволоку из черных металлов, продольно-распиленные и необработанные лесоматериалы, трактора, трубы и профили, медицинские приборы, автомобильные шины. Если обратиться к импорту Беларуси из тех же стран (рис. 7) также по пяти важнейшим категориям для каждой страны, можно заключить, что его структура из указанных стран гораздо более мозаична, чем структура экспорта в них же, что также подтверждается подавляющей долей категории прочих товаров, а, значит, менее значимых в импорте. Это скорее свидетельствует не о малой потребности Беларуси в продукции европейских производителей, а о неспособности ее покупки в нужном количестве в первую очередь из-за высокой ее стоимости. Кроме того, развернутая в республике программа импортозамещения сдерживает рост импорта товаров, в том числе и из Европы.

Рис. 6. Экспорт нефти и нефтепродуктов в Нидерланды за 2003–2005 гг., тыс. долл. США

Тем не менее, Европейский союз продолжает занимать первое место среди импортеров белорусской продукции. Удельный вес ЕС в общей структуре белорусского экспорта в 2006 г. составил свыше 45 %. По итогам года товарооборот Беларуси с ЕС возрос до 14 млрд. долл. США, что более чем на 31 % превысило соответствующий показатель 2005 г. При этом экспорт увеличился до 9 млрд. долларов США (более 27 % в сравнении с 2005 г.). Импорт из ЕС составил 5 млрд. долларов США (увеличился на 40 %). Сальдо сложилось положительным в размере 4 млрд. долларов США и превысило более чем на 0,5 млрд. долл. США аналогичный показатель предыдущего года.

Наиболее крупными торговыми партнерами Беларуси из числа стран-членов ЕС являются Нидерланды (26,6 % от товарооборота с ЕС), Германия (17,3 %), Польша (12,9 %), Великобритания (11,9 %) и Литва (4,3 %).

По итогам 2006 г. из стран Европейского Союза было ввезено более 1 тыс. вида товаров. Основными товарными позициями, импортируемыми в Беларусь из Европейского Союза, являются легковые автомобили, машины и механизмы для уборки и обмолота сельскохозяйственных культур, лекарственные средства, передающая аппаратура для телерадиовещания и связи и оборудование для термической обработки материалов. Беларусь также импортирует из стран ЕС продукты для кормления животных, инсектициды, сельскохозяйственные машины для подготовки и обработки почвы, части оборудования для автомобилей и тракторов, поршневые двигатели внутреннего сгорания, трактора, арматуру для трубопроводов и древесностружечные плиты.



Рис. 7. Структура импорта товаров в Республику Беларусь из некоторых государств ЕС, %

Что касается динамики торговых отношений ЕС с Республикой Беларусь за 1995–2006 гг., то рис. 8 наглядно отражает положение дел. Успехи очевидны: объем товарооборота, как и экспорта, неуклонно растет, торговое сальдо преодолело критические отрицательные отметки и приблизилось к объемам импорта. Однако все эти достижения рискуют оказаться в тени политических перипетий, в результате которых Беларуси грозят жесткие экономические санкции. Однако выгодно ли Европе менять стабильного и выгодного торгового партнера взамен на его политическую и экономическую изоляцию, а значит и на утерю собственных налаженных связей? Пока Европа отказывается от принятия сколь-либо значительных санкций для Беларуси, однако долгосрочных прогнозов делать, наверное, не стоит.

Рис. 8. Динамика внешней торговли между Беларусью и ЕС за 1995–2006 гг., млн. долл. США

На сегодняшний день Европейский союз является крупнейшим инвестором в экономику Беларуси. Объем привлеченных в 2006 г. в Республику Беларусь из государств-членов Европейского союза инвестиций составляет около 2,8 млрд. долл. США, что на 125 % превышает аналогичный показатель 2005 г. При этом основные объемы инвестиций поступали из Великобритании (1,5 млрд. долл. США), Германии (400 млн.), Австрии (276 млн.), Кипра (243 млн.) и Латвии (150 млн.). Наиболее популярными для инвесторов остаются нефтехимический, энергетический и банковский секторы. Кроме того, инвестиции активно привлекаются в Беларусь в форме кредитных линий на модернизацию производственных мощностей предприятий.

Тенденция роста в торговле отражает растущую взаимозависимость экономик Беларуси и ЕС: в Европе востребована белорусская продукция, в то время как для Беларуси важны европейские рынки сбыта.

Европейской интеграции, приведшей к созданию Европейского союза в его нынешнем виде, в немалой степени способствовали и более двухсот территорий регионального сотрудничества, действовавших и действующих на приграничных территориях этих стран (свыше восьмидесяти из них имеют статус еврорегиона).
История белорусских еврорегионов насчитывает семь лет – срок, безусловно, незначительный, чтобы говорить об их серьезном вкладе в развитие приграничных территорий. За эти годы созданы пять еврорегионов: «Неман», «Буг», «Озерный край», «Беловежская пуща» и «Днепр».

Еврорегион «Неман» создан с целью усилить общественные, экономические и политические контакты в рамках региона, связанного общим историческим и культурным наследием.

В 2004 г. в ходе заседания Совета еврорегиона в Гродно обсужден ряд вопросов активизации сотрудничества и приняты следующие основные решения:
- о рассмотрении финансового участия литовской и российской сторон в работе по реконструкции Августовского канала;
- о рассмотрении возможности открытия туристских фирм (филиалов) на территориях регионов, входящих в еврорегион «Неман», в целях развития приграничного туризма в районе Августовского канала;
- о рассмотрении возможности взаимодействия со структурами Евро-пейского Союза по вопросам получения грантов на воссоздание Августовского канала;
- о стратегии развития туризма в еврорегионе «Неман».
Говоря о втором наиболее нас интересующем еврорегионе «Буг», можно отметить, что наиболее активно также развиваются культурные и туристские связи.

Многовекторно международное сотрудничество в области здравоохранения. По инициативе властей приграничных регионов установлены тесные и взаимовыгодные связи с соседней Польшей.

Если делать выводы о сотрудничестве Республики Беларусь с Евросоюзом на локальном уровне в рамках созданных в конце 90-х гг. XX в. еврорегионов, то  не стоит преуменьшать значение их деятельности. Во-первых, налаживание тесных связей необходимо самому населению приграничных территорий. Изучив одну лишь национальную структуру населения Гродненского района, становится очевидна потребность в тесных этнических контактах, ведь более четверти жителей района – поляки [рис. 9]. Отсутствие в данной структуре литовцев объясняется тем, что южные и юго-западные территории Литвы населены преимущественно жителями польского происхождения. Примерно такая же ситуация, касающаяся национального состава, и в других приграничных районах Гродненской и Брестской областей.

Рис. 9. Национальный состав Гродненского района, %

Таким образом, налаживание культурных связей, организация ведения учебного процесса в специализированных школах на польском и литовском языках, обеспечение национальным меньшинствам льготных условий пропускного режима – вот неполный список задач еврорегионов в контексте национального вопроса, который на данный момент успешно решается. В условиях изолированности Советского Союза от внешнего мира, и в первую очередь от стран Запада, установление экономических контактов со странами Европы было практически невозможным.

Это явилось значительным препятствием при преодолении экономического кризиса, связанного с распадом СССР. Все те успехи, которые были достигнуты в экономическом диалоге с Европой, явились результатом суверенной политики Республики Беларусь. Поэтому торговля промышленными товарами с регионами Польши и другими странами ЕС относительно равномерно распределена по областям. Однако с начала 90-х гг. XX в. самое активное развитие получил «челночный бизнес», что повлекло за собой создание огромного количества частных предприятий, появление отдельного класса частных предпринимателей. Поэтому на рынках и торговых точках Гродненской, Брестской областей как значительная доля товаров с маркировками различных европейских, преимущественно польских производителей.

Кроме того, одним из наиболее перспективных направлений в сотрудничестве в рамках еврорегионов можно назвать сотрудничество в рамках рекреационно-туристского и экологического направлений. Например, реконструкция Августовского канала на территории Гродненского района финансировалась и за счет европейских программ по реанимации туристского бизнеса и поддержанию экологического равновесия в регионе. Инвестиционные проекты охватывают не только акваторию канала с прилегающими территориями, но и создание горнолыжного центра на прилегающей Гродненской возвышенности.

Таким образом, оценивая эффективность работы еврорегионов по прошествии почти десятилетнего периода, можно быть уверенным, что их создание было правильным шагом. И несмотря на то, что развитие еврорегионов не является экономически целесообразным и значительных финансовых дивидендов не приносит, положительным результатом можно считать разработку и осуществление социально-значимых, природоохранных и других проектов.

В последнее время широкое развитие получило следующее направление сотрудничества: на базе неприбыльных простаивающих предприятий и новых построенных производств с 90-х гг. прошлого века функционируют так называемые свободные экономические зоны с участием иностранного капитала. Предприятиям-резидентам предоставляются льготные условия хозяйствования, частичное освобождение от налогообложения с целью привлечения инвестиций в страну. Значительное количество предприятий создано с участием капитала стран-членов ЕС.

Предприятия-резиденты только одной свободной экономической зоны "Гродноинвест" (а всего в республике 6 таких зон по одной в каждом областном центре) в 2006 г. произвели продукции в сопоставимых ценах на 111 млн. долл. США, что на 49 % больше, чем в 2005 г. Внешнеторговый оборот резидентов СЭЗ в 2006 году достиг 141,5 млн. долл. США, в том числе экспорт – 61 млн. долл. США (вырос на 24 % по сравнению с 2005 г.), импорт – 80,5 млн. долл. США (вырос на 34 %) [5]. Тем не менее, основной объем продукции экспортируется в Российскую Федерацию. Тот факт, что основной потребитель продукции этих предприятий – не Евросоюз, что географически, безусловно, выгоднее, объясняется тем, что страны его члены не заинтересованы в спектре  продукции предприятий-резидентов: производится в основном нематериалоемкая и нетрудоемкая продукция пищевой и легкой промышленности, становящаяся неконкурентоспособной на европейском рынке.

Почти шестилетний опыт участия Беларуси позволяет говорить о том, что механизм еврорегионов является весьма важным не только для решения актуальных проблем территорий, но и более широких задач. Причем не только исключительно белорусских. Борьба с незаконной миграцией, наркотрафиком, торговлей людьми, организованной преступностью, не в последнюю очередь зависят от оснащенности контрольно-пропускных пунктов на границах, тесного сотрудничества пограничных, полицейских и административных властей. Потому не случайно столь значительное внимание уделяет этому вопросу ЕС. В последние годы при финансовой поддержке ЕС осуществлена реконструкция КПП "Каменный Лог" на белорусско-литовской и "Варшавский мост" на белорусско-польской границах, ведутся работы на КПП "Козловичи-2", совместно начинается реконструкция еще трех КПП ("Брузги", "Берестовица" и "Домачево").

Ссылаться на радужность перспектив отношений Республики Беларусь с Европейским Союзом на данном этапе можно лишь в том случае, если будет найдено политическое взаимопонимание между еврочиновниками и властями Беларуси, либо если отношения хотя бы останутся на том же  уровне. Ведь экономических предпосылок сотрудничества предостаточно. Переход к международным стандартам качества – тот процесс, с которым волей прихотливых рыночных отношений приходится сталкиваться все большему количеству белорусских предприятий, и именно их товар Беларусь может предложить требовательному европейскому потребителю. Разновекторность внешнеторговых отношений  Республики Беларусь, необходимость которой диктуется суровыми условиями мирового рынка, все сильнее разворачивает бывшую советскую республику в сторону «единой Европы». Именно Евросоюз в ближайшем будущем способен стать основным торговым партнером Беларуси, о чем ярко свидетельствует ежегодный рост цифр товарооборота. Поэтому важнейшей задачей республики на данном этапе является налаживание конструктивного политического диалога с Европой на фоне приумножения уже существующих экономических успехов, в чем, безусловно, заинтересованы обе стороны.

Список использованных источников:
1) Внешняя торговля Республики Беларусь, статистический сборник, Мн., 2006;
2) Prace naukowe Akademii Ekonomicznej im. Oskara Langego we Wroclawiu (nr 1033), Wroclaw, 2004;
3) www.cia.gov;
4) www.mfa.by;
5) www.region.grodno.by;
6) www.un.org.

Наверх | Главная


Hosted by uCoz