Одним из направлений региональной политики является увеличение потенциала для развития приграничных регионов, преодоление их изоляции, негативных последствий от периферийного положения относительно центра страны и отсутствия производственных, торговых, социокультурных связей с территориями соседних государств. Интенсивные трансграничные связи могут достаточно эффективно развиваться в форме еврорегионов.
Под еврорегионом понимается географически ограниченная часть приграничной территории, которая формируется из нескольких территориально-административных единиц по обе стороны границы, выделенных на основе взаимных интересов в области экономики, охраны природы, культуры, спорта и взаимном участии в решении совместных проблем . Цели создания еврорегиона имеют в большинстве случаев комплексный характер, но тем не менее каждый еврорегион несет в себе приоритетные для данной территории задачи. Так, например, для еврорегионов, создаваемых на границе Венгрии, основным является этнокультурное сотрудничество – желание сохранить тесную связь со своей диаспорой в соседних странах, что составляет часть ее внешней политики. В то время как население самой Венгрии - 10 млн. человек (из которых 90% - венгры), в соседних государствах (Румынии, странах бывшей Югославии, Словакии, Украине) проживают по разным оценкам 3-4 млн. венгров .
Для удобства изучения еврорегионального строительства можно провести типологизацию подобных трансграничных образований по ряду признаков. Приведем лишь основные из них:
На границах стран-членов ЕС-15 наблюдается самый высокий уровень интеграции, выражающийся не только в сотрудничестве в социальной и культурной сферах, но и в экономическом взаимодействии, контактах в области малого предпринимательства и т.д. Такая ситуация характерна, к примеру, для еврорегионов на германо-голландской границе. Отсутствие институциональных различий, диспропорций в уровнях социально-экономического развития, единое экономическое пространство способствуют здесь сотрудничеству приграничных территорий Германии и Нидерландов. Начало интеграции на такого рода границах (т.е. внутренних границах ЕС) было положено для придания им «прозрачности» за счет совместного решения проблем транспортного сообщения, приграничного хозяйства, охраны окружающей среды.
Притом инициатива в начале интеграционного пути имела частный характер и касалась реализации небольших проектов, впоследствии поддерживаемых местными органами власти . Постепенно такое приграничное сотрудничество приобретало более четкую структуру, формировались совместные органы власти, расширялась направленность проектов, и в результате был достигнут глубокий уровень интеграции приграничных территорий в рамках еврорегиона.
Что касается начального уровня интеграции, можно сказать, что такая ситуация наблюдается, в частности, в еврорегионах с российским участием (например, еврорегион «Карелия»). Здесь еврорегион является скорее развитой формой приграничного сотрудничества, а не элементом комплексной интеграции.
Промежуточным вариантом является, например, еврорегион «Померания» с участием приграничных территорий Германии, Польши и Швеции. Здесь очевидно стремление к общеевропейской интеграции и переходу «от Европы государств к Европе регионов», в настоящий момент, осложняемое ощутимыми различиями в социально-экономическом развитии между территориями старых и новых членов ЕС, а также разными системами организации местного самоуправления (централизм Польши, федерализм Германии и развитое местное самоуправление Швеции). По этим причинам уровень интеграции, наблюдаемый в рамках этого еврорегиона, можно охарактеризовать как средний.
Принадлежность к тому или иному пространству во многом определяет функционирование еврорегиона. В частности, от этого зависит возможный уровень интеграции приграничных территорий (см. типологию 1). Принадлежность к тому или иному политическому пространству определяет также экономическую составляющую функционирования еврорегиона. Так, например, в еврорегионе «Саарлотлюксрейн» как классическом примере еврорегиона, создаваемого в период становления ЕС, в экономическом плане необходимо было достижение единого экономического пространства, единого бизнес-сообщества. На пространстве стран-кандидатов в ЕС на первый план выходит приближение экономического развития их регионов к нормам ЕС. В случае стран, не являющихся кандидатами в ЕС, экономическая составляющая еврорегионального сотрудничества состоит в снижении социально-экономических диспропорций на внешних границах ЕС.
Исторически еврорегионы создавались «снизу». Еще в 1950-х годах стали активнее проявляться трансграничные процессы, такие как, например, формирование единых систем производства и расселения. Очевидно, что эти процессы объективно создавали необходимость решать проблемы совместной инфраструктуры, охраны окружающей среды, регулирование миграционных потоков и т.п.
Таким образом, инициативы исходила от местных органов власти, которые в дальнейшем наделялись полномочиями от центральных правительств. Другой вариант – это создание еврорегиона «сверху», когда центральные органы власти стремятся к стимулированию трансграничных взаимодействий. Можно привести пример из исследования границы между Белгородской и Харьковской областями, проведенного В.А.Колосовым .
Результаты показали, что на местном уровне приграничное сотрудничество между Россией и Украиной находится на недостаточном уровне. Раньше в Харькове учились студенты из соседних российских регионов, а сейчас, по понятным причинам (другой язык обучения, иные учебные планы и дипломы, потребности в кадрах, трудности пересечения границы, финансовые ограничения), их почти не осталось. Экономические системы тоже разделены. Они взаимодействуют преимущественно на национальном или межрегиональном уровнях, но не на местном, приграничном уровне. Это привело к инициативе, появившейся «сверху»: в конце 2003 года был создан еврорегион на границах между странами СНГ «Слобожанщина» - между рядом районов и городов Харьковской и Белгородской областей.
Еврорегиональное строительство в России начиналось в середине 1990-х годов с целью использовать приграничный статус для оздоровления и развития региональной экономики, повысить уровень социально-экономического развития пограничья, снизить ущерб для приграничных территорий от их периферийного положения относительно центра, повысить геополитически обусловленную инвестиционную активность стран ЕС по отношению к этим территориям, дополнить их природные, интеллектуальные, финансово-технологические ресурсы.
На западных участках границ России существует немало проблем, что, однако, не уменьшает степени необходимости использовать там еврорегион как модель приграничного сотрудничества. Во-первых, на границах с ЕС для России достаточно перспективно создание еврорегионов для интенсификации экономических связей с ЕС. Во-вторых, учитывая недостаточное внимание центральных властей к проблемам приграничных регионов, последние вынуждены самостоятельно искать дополнительные ресурсы для развития, в том числе усиливая трансграничные контакты. В-третьих, еврорегион с участием территориальной единицы государства-члена ЕС получает дополнительные средства из Брюсселя, что особенно важно для депрессивных приграничных районов России с поправкой на то, что эти средства должны быть реализованы на конкретные четко проработанные проекты.
В-четвертых, сотрудничество в форме еврорегиона, кроме финансовой составляющей, перспективно с точки зрения проработанности организационного механизма и возможности использовать накопленный в этой сфере опыт других стран. В-пятых, автору представляется целесообразным при наличии проблемного участка границы, при этом проблемного не с точки зрения военной угрозы, преступности и т.п., а в силу исторических особенностей, заниматься понижением барьерности границ, в том числе и созданием еврорегионов, а не увеличивать ее, повышая конфликтогенность.
Трудности еврорегионального строительства в России связаны, в основном, с несовершенством правового и организационного механизма осуществления приграничного сотрудничества. Во-первых, законодательные различия между Россией и другими европейскими странами не позволяют достичь настолько глубокого уровня интеграции, который возможен в странах ЕС, где и зародилась концепция еврорегионов. Это свидетельствует о том, что она должна быть адаптирована к российским условиям. Кроме того, для создания эффективно функционирующих еврорегионов необходимо широкое инкорпорирование в национальное законодательство принципов, закрепленных в Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.
Во-вторых, в комплексе приграничную деятельность в России регулирует только один закон – «Концепция приграничного сотрудничества в РФ». Он носит достаточно общий характер, а положения Концепции зачастую являются пустой декларацией. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, ратифицированная РФ в 2002 году, не в состоянии заполнить эту практически пустующую законодательную нишу. Принципы, закрепленные в Конвенции, носят скорее рекомендательный характер, а не являются жесткими юридическими нормами.
Регионы ограничены в возможностях осуществления самостоятельного международного сотрудничества и наделены ограниченным кругом полномочий. В этой связи, стоит отметить, что необходимо скорейшее принятие нового закона о статусе приграничных территорий, который носил бы не только декларативный характер, но и имел бы практическое применение и по возможности закреплял бы принципы, касающиеся построения еврорегионов на российских границах. И, наконец, необходимо принять комплекс мер по унификации прав и полномочий местных властей по обе стороны границы, как с российской стороны, так и со стороны зарубежных партнеров, создать финансовую базу для осуществления проектов по решению ключевых проблем развития приграничных территорий и усилить проектную направленность приграничного сотрудничества. Это одни их неотъемлемых положений для создания полноценных еврорегионов в РФ.
Приведем цитату интервью В.А.Колосова, который, говоря о еврорегионах в России, утверждал: «На первых порах вряд ли можно ожидать от них большой отдачи, но как форма взаимодействия, площадка для регулярных контактов местных властей они полезны» . И действительно, хотя для еврорегионального строительства в России существует еще немало проблем и препятствий, в первую очередь, правового и организационного характера, эта модель приграничного сотрудничества, безусловно, имеет смысл, так как дает возможность органам местного самоуправления решать эффективнее локальные проблемы с применением не только своего потенциала, но и с помощью территорий по другую сторону границы, решающих схожие задачи; повышает качество жизни в приграничных районах и уменьшает ущерб от их периферийного положения за счет трансграничных экономических связей; позволяет эффективнее привлекать инвестиции; потенциально дает возможность стать точками роста экономики России.
За пятидесятилетнюю историю своего существования еврорегион трансформировался из инструмента общеевропейской интеграции в развитую форму трансграничного сотрудничества, которая в новом своем обличии также способна решать многие задачи, что было проиллюстрировано перспективами развития еврорегионов с участием России, и по-прежнему оставаться одним из эффективных инструментов реализации региональной политики в сфере трансграничного взаимодействия.
http://bdg.press.by/1998/98_06_04.472/15suxon.htm (Страчко А. Еврорегионы как прообраз будущей Европы)
http://www.companion.ua/Articles/Content/?Id=4440&Callback=46 (Черников Д, Жалило Я. Стремясь стать членом ЕС и желая сохранить тесные отношения с диаспорой, Венгрия готова углублять отношения с Украиной)
Моделирование еврорегиона для Псковской области / Под ред. Л.М. Шлосберга. – Псков: Изд-во АНО «Центр социального проектирования «Возрождение», 2004. – 104 с.
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=48582 (Интервью с В.А. Колосовым «Проблема интеграции территории – одна из наиболее острых национальных проблем России»)
http://www.opec.ru/point_doc.asp?d_no=48582 (Интервью с В.А. Колосовым «Проблема интеграции территории – одна из наиболее острых национальных проблем России»)