В городе любого иерархического уровня муниципальное управление является одним из важнейших факторов развития. В малых городах этот фактор становится чуть ли не лидирующим. Особенна интересна ситуация на сегодняшний день, связанная с изменением системы местного самоуправления.
Вступивший в силу в 2006 г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» положил начало новому витку развития городского управления. В то же время, нельзя забывать о том, что за 10 лет, прошедших с принятия в 1995 г. базового Федерального закона ФЗ-154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уже сложилась определенная территориально обусловленная система организации городского управления.
В итоге, наложение этих двух факторов – сложившейся и формирующейся структур – обусловили наличие какой-то новой системы организации. Территориальные различия в этой новой системе организации значительны, но не менее значимы и иерархические различия городов.
В малых городах этот процесс особенно интересен, так как ввиду своего низкого ресурсного (экономического, кадрового, пр.) потенциала этот тип городов вынужден находить свои собственные подходы к решению проблемы трансформации системы управления. Помимо этого, малые города интересны и с точки зрения изучения сложившейся структуры управления как пример зачастую уникального подхода к организации власти.
Специфика местного самоуправления в малых городах связана с:
Основные особенности городского управления в малых городах:
Эффективность работы административного аппарата является производной различных факторов. В то же время эффективность работы может рассматриваться с позиций разных «потребителей» административных решений (в частности, населения и бизнеса). Поэтому для проведения сравнения городского управления в четырех изученных городах нужно ввести критерии оценки, которые отражают наиболее важные стороны работы администрации и позволяют охватить все аспекты её деятельности.
Направления оценки выглядят следующим образом:
Рассмотрим все четыре города по пяти критериям. Оценки ставились по пятибалльной шкале (1- наихудшее значение показателя, 5- наилучшее). Оценки носят субъективный характер в абсолютном отношении, но в относительном, при сопоставлении городов, они более объективны.
Результаты оценки качества муниципального управления в малых городах.
Тихорецк | Алексеевка | Ейск | Ефремов | |
Инновационность | 5 |
2 |
5 |
3 |
Власть-бизнес | 4 |
5 |
3 |
2 |
Власть-общество | 4 |
5 |
2 |
2 |
Власть-власть | 5 |
5 |
5 |
3 |
Стратегическое видение | 3 |
4 |
3 |
3 |
Итоговое значение | 4,2 |
4,2 |
3,6 |
2,6 |
Тихорецк оказывается наиболее успешным с точки зрения организации муниципального управления. Такая ситуация сложилась ввиду нескольких факторов. Во-первых, в городе работает сравнительно молодая команда администрации во главе с новым мэром, часть представителей которой получила образование в Краснодаре и Ростове и ещё не растеряла «запала», пытаясь применять новые методы и эффективно организовывая работу. Во-вторых, в городе сложилась благоприятная среда взаимодействия бизнеса и власти, которая влияет и на курс администрации в том числе. Принцип формальных институтов практически не работает, да и он не нужен – неформальные встречи решают городские проблемы быстрее и лучше официальных указаний.
Алексеевка, наверное, самый парадоксальный город из рассмотренных. Высокая эффективность управления, как и осознанное стратегическое видение – результат слаженной работы администрации вкупе с финансовыми и экономическими возможностями реализации своих проектов. Взаимодействие администрации с местным населением в Алексеевке носит формат общения большой семьи, когда члены администрации видят проблемы населения и лично пытаются их решить. Одновременно с тем, от населения требуется выполнение определенных обязанностей (например, опрятный внешний вид дома), и с этим никто не спорит.
То же самое и с представителями бизнеса – необходимость выполнения «городской нагрузки» не обсуждается, а недовольных системой попросту отстраняют от работы в пределах города. Подобный подход нельзя назвать однозначно правильным. Действия администрации не всегда соотносятся с действительными проблемами города, поэтому жесткая регулирующая политика может и навредить экономике. В то же время, при соблюдении принципа главенства интересов населения, схема прямого взаимодействия бизнеса и власти может давать высокие результаты.
Взаимодействие с региональными властями в Алексеевке носит довольно специфический характер. Белгородская область, как успешный, динамично развивающийся регион, ведет довольно активную политику по формированию единого в социально-экономическом отношении пространства, влияя на политику муниципалитетов. Таким образом, внутренняя политика большинства муниципалитетов Белгородской области унифицирована, но лишь по определенным направлениям. Городским администрациям остается простор для решения собственных задач (если у них остаются для этого ресурсы). Здесь стоит провести параллель с Краснодарским краем, где тоже очень развито вертикальное взаимодействие между уровнями власти.
Странно выглядит низкая инновационность Алексеевки. Здесь и заключается парадокс города, впрочем как и всей области в целом. Политика региональных властей в Белгороде направлена на интровертное развитие , именно поэтому административный аппарат Алексеевки не стремится развиваться, изучая опыт других городов – он получает опыт из регионального центра.
Совершенно по-другому обстоит ситуация в Краснодарском крае, где движение в рамках общей политики региона всегда оставляет пространство для маневра (чем и пользуются власти Тихорецка, например). В Ейске ситуация развивается по менее успешному образцу. Непостоянство местной власти и невысокая её квалификация не позволяют городу эффективно решать внутригородские проблемы. Попытки выстраивания взаимоотношений с бизнесом (довольно многочисленными инвесторами) зачастую сталкиваются с дилеммой долгосрочного развития города, которое на сегодня ещё не определено. Навязывание формальных процедур опять же уменьшает эффективность работы администрации в отношении бизнеса, что в том числе мешает более быстрому и успешному преобразованию города в рамках рекреационного развития.
Качество административного управления в Ефремове в итоге оказывается наименее благополучным. Единственный город из региона с невысоким региональным давлением, он показывает наименьшее значение практически по всем показателям. Основной причиной является хроническое непостоянство власти, которое выражается в отсутствии решения не только насущных проблем, но и задач бизнеса, инвесторов. И если для работы с крупным инвестором с целью осуществления проекта могут быть мобилизованы ресурсы, то малое, а порой и среднее предпринимательство оказывается вне сферы интересов и возможностей администрации.
Таким образом, на качество муниципального управления в малых городах при прочих равных на сегодняшний день оказывает наибольшее влияние: