Сидоренко Алексей, МГУ

Укрупнение регионов: оценка конфликтогенности

Конфликтная сущность укрупнения регионов

Контекст укрупнения регионов по сути является и катализатором, и средой для различного рода конфликтов. Как и любая региональная политика укрупнение регионов в современных российских условиях – это процесс, инициируемый из федерального центра с целью изменить существующее положение вещей. Любое изменение рождает заинтересованных в этом изменении и соответственно не заинтересованных. В рамках такого контекста в регионах возникают новые конфликты и возрождаются старые. Однако прежде, чем перейти к тем конфликтам, которые процесс укрупнения порождает, обратимся к тем региональным конфликтам, которые это процесс должен разрешить.

Конфликты от «разъединённого» состояния

Важно указать, какие конфликты несёт в себе "разъединённое" состояние субъектов. Наиболее острая ситуация в этом плане и наиболее очевидные конфликты, как мне кажется, в Республике Адыгея.

Рис.1. Конфликтогенные районы Республики Адыгея и Краснодарского края
Карта конфликтогенности укрупнения в Республике Адыгея и Краснодарском крае
В самом общем смысле проблемы сейчас можно перечислить следующим образом: сотрудники МВД, преобладающее русскоязычное население, негативно относящееся к этнизации руководства (при изменении паритета), сложности при регистрация бизнеса и т.д. Но, и тут важно заметить такую деталь – Адыгея единственный в этом плане регион, где изначально незначительные административно-территориальные конфликты вырастают на благоприятной почве до весьма опасных размеров. Но, одновременно с этим важно отметить, что укрупнение в этом плане – ещё более конфликтный процесс.

Виды конфликтов от укрупнения

1. Унаследованные конфликты

Унаследованные конфликты, по моему мнению – это те, которые возвращаются к жизни в связи с тем, что используются политическими противниками укрупнения. Например, незаинтересованные в объединении политические элиты могут активизировать «старые раны»

1а) связанные либо с присоединением к российскому государству.

К этому типу конфликтов возникают в тех регионах не там, где, скажем, преобладает некий титульный этнос, а где история присоединения была особенно кровавой (республики Северного Кавказа и другие). Однако, возникают эти конфликты и там, где присоединение было относительно мирным – например, в Бурятии и даже в Коми-Пермяцком АО (нам рассказывали истории про то, как лесные коми-пермяки до изобретения огнестрельного оружия побеждали всех приходящих сюда захватчиков, в том числе и русских).

1б) связанные с хозяйственным освоением материнских регионов

(водохранилища и последствия в УОБАО, Адыгее, КПАО)). Это удивительно, но каждый из посещённых нами регионов, испытал сильный шок во время того, как индустриализация его достигла. В отличие от ядерных российских регионов, где индустриализация была произведена в 30-40-е годы, то хозяйственное освоение этих регионов было изменено и затронуто в 60-е годы. В основном, наибольшее воздействие оказало строительство водохранилищ. И снова «старые раны» торопятся возвратиться наружу, чтобы стать оружием в руках пропагандистов.

2. "технические" или "политико-технические"

2а) Личностные конфликты элит.

Наиболее типичные пример конфликтов, которые обостряются в личностно-политическом плане – это как всегда Адыгея. Не проходит и месяца без очередного скандала между Хазретом Совменом и полпредом в ЮФО Дмитрием Козаком. Это наиболее явный пример. В других, виденных нами случаях личностные конфликты элит были успешно заглажены – наиболее характерно в Усть-Ордынском АО – 8 октября бывший губернатор Малеев успешно перешёл на работу в Государственную Думу Российской Федерации.

2б) Конфликты элит в плане распределения полномочий

Эти конфликты гораздо менее видны, но всё равно очевидно. Особенно они важны, когда речь идёт об укрупнении богатых округов. Буквально позавчера – буквально неподалёку был заключён договор о перераспределении полномочий между Архангельской областью и Ненецким АО, согласно которому области отходит 1,3 млрд рублей (что не мало). Почти та же история случилась и с тюменскими округами. И в этом плане, становится очевидна корыстная воля «материнских субъектов» - они сначала шантажируют округа общефедеральными трендами укрупнения, а затем навязывают им свои условия в плане перераспределения полномочий.

2в) Конфликты в контектсе муниципальной реформы

(особенно опасно там, где в объединямых регионах есть крупные города) И эта проблема встаёт с тем, что при написании законов об укрупнении совершенно не был обговорен «особый статус» «дочерних регионов». С одной стороны, всем хочется оставить некую этническую самобытность региона. Но для этого не хватает юридических возможностей. Плюс работает бюрократическая логика – дать поглощаемому меньше всего

3. Этнические

В связи с общероссийским трендом роста ксенофобии и национализма (вопрос о том, управляемый он или нет – другой вопрос) проблема укрупнения регионов начинает играть новыми красками. Порой она способствует росту не только националистических настроений у русского населения (иллюстрация к этому – в Майкопе в одном из трёх российских городов Русский Марш был официально разрешён), но и у титульного – можно привести примеры идеи создания Бурятской республики или история с Алтайской принцессой, мумия которой как говорят шепчет алтайским шаманам «Останови беду», намекая на слияние с краем.

4. Последующие социально-психологические причины

Наконец, стоит отметить уже две проблемы, которые появляются уже не как конфликты, а просто как среда для следующих конфликтов – это а) социальная напряжённость укрупнённых регионов в связи с сокращением и понижением работников гос.сектора – в бедных регионах это особенно сильно, в богатых – менее. Б) социальная напряжённость в связи с завышенными социальными ожиданиями от укрупнения.

Наверх | Главная


Hosted by uCoz