Шендрик Александр, СПбГУ

Геополитические тенденции на пространстве СНГ. Столкновение интересов США и России

После распада СССР неоднократно предпринимались попытки сохранить, а позже воссоздать на новой рыночной основе общее экономическое пространство.

При планировании перспектив интеграции нередко ставились нереальные, недостижимые на данном этапе цели. В настоящее время все более очевидной становится проблематичность реального экономического сотрудничества в формате СНГ. Большая часть документов и решений, принимавшихся на саммитах СНГ так и не получила реального воплощения.

Результатом нежизнеспособности СНГ явилось возникновение новых экономических и политических союзов в рамках Содружества. Для некоторых из них (ГУУАМ, ОЦАС) приоритетным направлением политики стало сближение с Западом. Российскими инициативами стали Союзное государство Белоруссии и России, Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС).

В ситуации острейшего экономического кризиса 1990-х годов, осложненного неразрешенными внутренними конфликтами, закономерно активизировались и соперники России. Прежде всего, речь идет о США - стремящихся вовлечь в свою орбиту новые государства постсоветского пространства и ослабить в регионе позиции России. Для этого «с подачи Госдепартамента США» была создана организация ГУАМ.1

1 - Пахомов Н. Призрак ГУУАМ. http://www.politcom.ru/2004/zloba4562.php

ГУАМ была образована в 1997 году в Страсбурге в ходе Саммита Совета Европы. В организацию вошли Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова. Однако с течением времени это объединение так и не смогло стать действительной альтернативой российским инициативам. На самом деле товарооборот каждой из стран ГУАМ с партнерами по организации составляет лишь около 2-3% от их внешнеторгового оборота, в то время как Россия является их основным торговым партнером.2

2 - Экономические стратегии стран СНГ и Россия / Ред. А.Н.Барковский. М.: Изд-во РУДН, 2003, 479 с.

Одним из основных экономических мотивов организации ГУАМ было создание Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), по которому каспийская нефть должна поступать через Грузию, Украину и Молдавию в Европу. США готовы оказать поддержку ГУАМ, (в частности, финансировать проекты по обустройству границ и таможен в рамках ГУАМ, и нескольких нефтепроводов в этом регионе).

США хотели бы подключить к реализации проекта содействия торговле и транспортированию (СТТ) в ГУАМ еще такие страны, как Казахстан, Туркменистан и Таджикистан (по модели ГУАМ плюс). Однако интеграционная принадлежность двух из них к ЕврАзЭС не позволяет им тесно взаимодействовать с ГУАМ.3

3 - Гетьманчук А. Американский допинг для ГУУАМ / Международный общественно-политический еженедельник «Зеркало недели», №22,14-20 июля 2003 года.

Для окончательного утверждения курса стран-членов ГУАМ на сближение с США и скорейшее вступление в НАТО, в Грузии и на Украине прошли так называемые «цветные революции», четко обозначившие новые внешнеполитические приоритеты этих бывших союзных республик.

С 1999 по 2006 гг. в эту организацию входил Узбекистан, и она называлась ГУУАМ. Однако после провала «узбекской цветной революции», на которую США возлагали надежды, Узбекистан в январе 2006 г. вышел из состава ГУУАМ, отказался от американских военных баз на своей территории и вступил в ЕврАзЭС.

Россия, реализуя свои геополитические и экономические интересы на постсоветском пространстве, все больше опирается на ЕврАзЭС. Евразийское Экономическое Сообщество в настоящее время становится все более активной и заметной организацией. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года в столице Казахстана Астане. ЕврАзЭС был создан на базе существовавшего с 1996 года Таможенного союза. Членами ЕврАзЭС с момента его образования являются пять государств - Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. В январе 2006 года членом ЕврАзЭС стал Узбекистан. Статус наблюдателей в ЕврАзЭС имеют Украина, Молдавия и Армения.4

4 - Официальный сайт ЕврАзЭС http://www.evrazes.com

К числу приоритетных направлений в деятельности ЕврАзЭС на ближайшую перспективу относятся:

  1. Транспорт - решение проблемы единых тарифов, увеличение грузопотока, упрощение таможенных процедур, завершение внутригосударственных процедур по подписанным соглашениям, создание транснациональных транспортно-экспедиционных корпораций.
  2. Энергетика - совместное освоение гидроэнергетических комплексов Центральной Азии и решение проблемы снабжения электроэнергией и водопользования, выход на единый энергетический баланс.
  3. Регулирование трудовой миграции - социальная защита мигрантов, создание действенной системы регулирования и контроля за миграцией трудовых ресурсов, борьба с сопутствующей миграции преступностью, решение проблем, связанных с уплатой мигрантами и их работодателями налогов.
  4. Аграрно-промышленный комплекс - согласование сельскохозяйственной политики государств ЕврАзЭС, формирование единого продовольственного рынка стран. Сообщества, сокращение издержек на транспортировку, хранение, реализацию сельскохозяйственной продукции, образование новых рыночных институтов в этой сфере.5
5 - Евразийское экономическое сотрудничество. Правовые и экономические основы / Под ред. А.И.Манжосова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, - 271 с.

Пока через территорию сообщества идет чуть более 1% грузопотока между Европой и Азией, который превышает 300 млрд. долларов. Этого крайне мало, учитывая то, что ЕврАзЭС с вступлением в него Узбекистана стало крупнейшим рынком в Евразии. Необходимо наиболее полно реализовывать транзитный потенциал стран Сообщества, которое по своему географическому положению располагается в центре Евразии и стратегически является мостом для расширения экономических связей между Европой и Азией. Основными транспортными маршрутами здесь являются Транссибирская магистраль и новая Трансазиатская магистраль. Их соединение образовало новые транспортные коридоры, в том числе коридор Ближний Восток – Сибирь и коридор Китай – Западная Европа. Стабилизация политической ситуации в Афганистане в перспективе позволит включить в транспортную схему автодорожные маршруты Сообщества на Пакистан и Индию, связав их транспортные сети в единую с трансазиатскими и евроазиатскими маршрутами. В России в рамках проекта «Урал промышленный – Урал полярный» до 2015 года намечено создание новой транспортной инфраструктуры вдоль восточного склона Уральских гор. Таким образом, формируется перспективный вектор экспортных грузопотоков сырьевых ресурсов Полярного и Приполярного Урала по линии Север-Юг.

В связи с освоением нефтяных месторождений Каспия начало функционировать совместное предприятие – Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), в котором принимают участие Казахстан и Россия.

В сфере энергетики заложены основы общего энергетического рынка государств ЕврАзЭС. Реализуются проекты развития гидроэлектроэнергетики Таджикистана и Киргизии (Сангтудинские ГЭС, Рогунская ГЭС и Камбаратинские ГЭС). Начат транзит избыточной электроэнергии летней выработки гидроэлектростанциями из Киргизии и Таджикистана в Россию через сети Казахстана и Узбекистана.

В сфере АПК будет создана Евразийская товаропроводящая система (ЕТС), которая позволит улучшить снабжение населения качественными продуктами питания по оптимальным ценам. Также будет сформирован действенный механизм масштабного межгосударственного лизинга техники государств ЕврАзЭС. Этим занимаются Межгосударственная финансово-промышленная группа «КРосАгромаш» и Лизинговая конфедерация СНГЛИЗИНГ.6

6 - ЕврАзЭС: экономическое притяжение. Под ред. Г.А. Рапота. М., 2005

Сотрудничество в рамках ЕврАзЭС предполагает сохранение и восстановление экономически эффективных и взаимовыгодных хозяйственных связей. В этом плане основным партнером России в ЕврАзЭС является Казахстан. Хозяйственный комплекс регионов Сибирского и Уральского Федеральных Округов России и северных областей Казахстана создавался в Советском Союзе как единое целое, во многом эти связи сохранились и сейчас.

Евразийское экономическое сообщество является сейчас наиболее успешным проектом. В нем участвуют только те страны, у которых действительно есть желание сотрудничать и осуществлять поставленные перед организацией цели.

Основным соперником для России в борьбе за влияние на постсоветское пространство являются США. Что касается Китая, то здесь скорее возможно продуктивное сотрудничество и в экономической и в военной сфере, обеспечение безопасности и самостоятельности всего региона, что подтверждается укреплением новой региональной организации – ШОС (Шанхайская организация сотрудничества). Это субрегиональная международная организация, образовавшаяся в 2001 году, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.7

7 - Официальный сайт ШОС. http://www.sectsco.org/home.asp

Многие эксперты оценивают эту организацию как реальный противовес расширяющемуся НАТО. Некоторые авторы говорят о возможном объединении двух структур – ЕврАзЭС и ШОС. Но, на мой взгляд, это слияние пока не целесообразно, по крайней мере, для России и бывших союзных республик. Снятие торговых барьеров с Китаем и разрешение свободной миграции рабочей силы просто отдаст регион в руки китайцев. В этом случае многие страны ЕврАзЭС не смогут выдержать конкуренции со стороны китайских производителей и дешевой рабочей силы.

В рамках ШОС, по моему мнению, следует решать проблемы несколько другого плана и уровня. ШОС для России важен как инструмент решения геополитических проблем, прежде всего, обеспечения безопасности и «устойчивости» региона, как поле для координации своих действий с Китаем и в перспективе с Индией (пока имеет в ШОС статус наблюдателя) – соседями, с которыми в долгосрочной перспективе невозможно не считаться. В то время как в ЕврАзЭС следует сосредоточиться на экономической составляющей и реальной интеграции стран-участниц.

Вопросы же военного сотрудничества России и Центрально-Азиатских государств регулируются в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. 15 мая 1992 г. в Ташкенте главами шести государств СНГ - России, Армении, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности. Впоследствии к нему присоединились Азербайджан (24 сентября 1993 г.), Грузия (9 декабря 1993 г.) и Белоруссия (31 декабря 1993 г.). 2 апреля 1999 года Протокол о продлении Договора подписали шесть государств. А Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора.8

8 - Лямзин А. Договор о коллективной безопасности СНГ: эволюция и перспективы. http://mmj.ru/index

Наибольшее влияние на ситуацию в регионе и на перспективы дальнейшего развития Договора оказали теракты 11 сентября 2001 г. и последовавшая за ними контртеррористическая операция в Афганистане. Осенью 2001 г. США обозначились в Центральной Азии как крупный геополитический игрок. На территории этого региона впервые в истории появились сразу несколько военных баз США и НАТО.

Чтобы укрепить свои позиции Россия активизировала сотрудничество в рамках ДКБ. В апреле 2002 г. сессия совета ДКБ решила преобразовать его в региональную международную Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Об успехах внешней политики России может свидетельствовать факт недавнего вступления в ЕврАзЭС и ОДКБ Узбекистана, который отказался от американских военных баз на своей территории и вышел из проамериканского блока ГУУАМ (теперь ГУАМ), а также слияние Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (ОЦАС) с ЕврАзЭС. Эти решения были приняты на внеочередном заседании Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества 26 января 2006 года в городе Санкт-Петербурге. В сегодняшних условиях борьбы за влияние в стратегически важном регионе Центральной Азии, России необходимо укреплять свои позиции, пошатнувшиеся после распада СССР, иметь инструменты влияния на развитие ситуации, искать эффективные механизмы взаимодействия со странами данного региона, вести с ними продуктивный диалог, выгодно сотрудничать.

Активизация России на постсоветском пространстве в последнее время особенно заметна. Хочется верить, что это не временное явление, и Россия, наконец, «приходит в себя», вновь становится сильным игроком на международной арене, обретает тот вес и авторитет, который соответствует огромным размерам нашей страны и великому историческому наследию.

Наверх | Главная


Hosted by uCoz