Метальникова Ольга, МГУ

Объединение Иркутской области и УОБАО: социальные, экономические, политические конфликты

Существует 3 главных субъекта конфликтов и проблем, связанных с объединением: федеральный центр (ФЦ), Иркутская область и УОБАО. У каждого субъекта свои политические интересы (конфликт, по сути, их столкновение), во многом связанные с историко-географическими особенностями и различиями в социально-экономическом и политическом положении Иркутской области и УОБАО - 2х укрупняемых территорий. Т.е. историко-географические особенности, различия социально-экономического и политического положения являются корнями текущих конфликтов.

Историко-географические особенности и политико-административное положение

Буряты. По данным самой первой из известных бурятских летописей "Балжан хатанай тухай дурдалга" в 1648 г. буряты выразили согласие принять подданство Российского государства. Многие исследователи сходятся во мнении, что процесс формирования и консолидации бурятской народности начался в XVII в. Советские реформы АТД. 3 уровня создаваемых автономий. В рамках политики центральных властей по созданию национально-территориальных автономий в апреле 1921г. была образована Бурят-Монгольская автономная область на территории Дальневосточной Республики (Ачинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр - Чита); в январе 1922г. - Бурят-Монгольская автономная область в пределах РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр - Иркутск). В 1923г. на территориях этих автономных областей была образована Бурят-Монгольская АССР, что подняло статус автономии до уровня политической, и позволило автономии иметь собственную конституцию, свои законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

В границах 1923г. Бурят-Монгольская АССР просуществовала 14 лет. В 1937г. 26 сентября вследствие волны разукрупнения сформировавшейся в 20-е гг. сетки АТД Восточно-Сибирская область была расформирована. На ее территории образовались Иркутская и Читинская области; тогда же Бурят-Монгольская АССР потеряла часть своих территорий: на части территорий были образованы Усть-Ордынский Бурятский и Агинский Бурятский национальные округа , большая часть территорий отошла к районам Иркутской области без придания им статуса автономии С 1937г. границы Иркутской области и УОБАО больше не менялись.

Усть-Ордынский Бурятский автономный округ (как и Агинский Бурятский) стал национально-территориальным образованием в составе другого региона – Иркутской области. При этом автономия его являлась, в отличие от автономии Бурят-Монгольской АССР, чисто административной. Округ обладал минимальными правами: население раз в 2 года избирало Совет депутатов трудящихся, осуществлявший управленческие функции; также один человек от округа избирался в депутаты Совета Национальностей Верховного Совета СССР2.

2 - для сравнения: от каждой АССР в тот же орган избиралось 11 человек; от автономной области – 5 человек.

В советский период существования УОБАО хоть и был территорией с особым статусом, все же самостоятельным субъектом РСФСР не являлся. Округ был автономной частью Иркутской области.

После распада СССР в 1991г, крушения социалистической системы правления 12 декабря 1993г. была принята Конституция Российской Федерации, согласно которой все республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа были признаны равноправными субъектами РФ. Таким образом, и УОБАО стал равноправным субъектом РФ; продолжая территориально входить в состав Иркутской области, он уже являлся и пока еще является самостоятельным. В связи с этим возникли определенные административные неудобства. Иркутская область и УОБАО стали т.н. «матрешечными» субъектами федерации. В 2000г. Михаилом Матхановым (депутат ЗС Иркутской области) впервые высказывается идея об объединении Иркутской области и УОБАО в один субъект. Территория, занимаемая УОБАО, отличается от окружающей большей плодородностью почв – предпосылка аграрного освоения;

Бурятское население не составляло половины населения УОБАО ни в советский период (34,4% - 1979 г.), ни сейчас (39,6% - 2002 г.)

Место УОБАО в структуре АТД в советский период фактически никакого влияния на его развитие не оказывало; в 90-е гг. из-за изменившегося положения в системе АТД все особенности этой территории оказались «на виду», УОБАО оказывался на последних местах по показателем социально-экономического развития среди субъектов РФ.

Социально-экономические различия

По абсолютным показателям доля УОБАО к Иркутской настолько минимальна, что это действительно ставит под сомнение существование округа как самостоятельного субъекта - это стимул объединения.

По относительным показателям УОБАО сильно отстает от области (30-40% показателей по области) – сильные различия в реальном уровне развития – возможно объединение выгодно для УОБАО (соединение с сильным), невыгодно для Иркутской области (обуза). Экономику округа составляет с/х и бюджетная сфера (преобладают в ВРП), уровень бедности один из самых высоких в стране – 80% (в Иркутской – 30%).

УОБАО - регион не состоятельный в социально-экономическом плане, с экономикой, в которой преобладают аграрный и бюджетный сектора. Слабое положение в системе АТД. Это положение – аргумент в пользу объединения, у округа нет рычагов, чтобы противостоять ФЦ.

Взаимоотношения субъектов конфликта

Федеральный центр - УОБАО
ФЦ заинтересован в сокращении числа дотационных регионов и в устранении такого административного казуса, как «матрёшечные» регионы. УОБАО был заинтересован в сохранении получения прямых федеральных дотаций, но в 2004г. вышел ФЗ, ограничивающий бюджетные полномочия автономных округов.

Федеральный центр – Иркутская область
ФЦ был заинтересован в Иркутской области постольку, поскольку ему был необходим «ответственный» за проведение референдума по объединению и обеспечении необходимой явки.

Иркутская область заинтересована в дружеских отношениях с ФЦ (вопрос о неформальном вхождении в число «избранных» регионов), также в предоставлении компенсации за объединение: федеральной помощи в строительстве моста через Ангару, объездной дороги вокруг Иркутска, 15% + 1 акций ОАО «Иркутскэнерго» и т.д.

Иркутская область - УОБАО
Иркутская область в объединении как таковом не заинтересована (это способ угодить ФЦ), поскольку после 2009г. обеспечение депрессивной территории УОБАО будет возложено на нее, а сам УОБАО не имеет достаточных ресурсов, чтобы компенсировать эти потери УОБАО после объединения будет полностью зависим в бюджетном отношении от Иркутской области, в чем он не был заинтересован, при этом УОБАО всегда был связан с областью благодаря наличию в ней более качественного образования и здравоохранения, рынка труда.

УОБАО как слабый в политико-администативном, экономическом и социальном отношении регион не имел достаточно ресурсов, чтобы сражаться за свои интересы. Поэтому он в проигрыше. Тут унаследованное АТД, экономическая слабость - ключевые факторы. Сравнение с другими случаями предполагаемых объединений, где один из факторов дает региону силу (Тюменская - ХМАО - ЯНАО; Архангельская - Ненецкий АО - экономическая сила этих АО; Краснодарский край - Адыгея; Алтайский край - Республика Алтай - более выгодное положение в системе АТД + сильный административный ресурс в сочетании с этническим).

Наверх | Главная


Hosted by uCoz