Гизатуллина Эльвира, СПбГУ

Приднестровская Молдавская республика: современная ситуация и перспективы разрешения конфликта.

История формирования конфликта

Левобережье Днестра или территория нынешнего непризнанного государства Приднестровская Молдавская республика (ПМР), до того момента входившая в состав Украинской ССР как Молдавская АССР, была включена в состав созданной в августе 1940 г. Молдавской ССР. Таким образом, границы современной Молдавии образовались при присоединении Западной Бессарабии, вошедшей в состав Советского Союза в 1940 г., к территории МАССР.

Точкой отсчета приднестровского конфликта некоторые исследователи считают 30 августа 1989 года, когда Верховным советом Молдавии был принят закон о языке, по которому статус государственного получил молдавский язык (фактически румынский) [Пряхин В.Ф. Региональные конфликты на постсоветском пространстве. М., 2002,С. 217]. Еще больше усугубило складывающуюся конфликтную ситуацию установление 5 июня 1990 г. Верховным Советом Молдавской ССР нового названия государства – Республика Молдова. Ослабление позиций союзного центра и расшатывание устоев многонационального Советского Союза напрямую отразились на ситуации в Молдавии. 23 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете республики. Реакция национальных меньшинств на эти действия властей не заставила себя ждать. 2 сентября 1990 г. была провозглашена Приднестровская Молдавская Советская социалистическая республика. Необходимо подчеркнуть, что борцы за независимость Приднестровья выступали против распада Советского Союза в отличие от молдавского руководства. После событий 27 августа 1991 путча Молдавия объявила о своем выходе из состава СССР.

В декабре того же года начались первые столкновения между молдавскими правительственными силовыми структурами и приднестровскими борцами за независимость. К марту 1992 г. противостояние Кишинева и Тирасполя переросло в вооруженный конфликт, кульминацией которого стала операция в Бендерах в июне 1992 г., когда армейские части Молдовы попытались взять город вооруженным путем, но натолкнулись на ожесточенное сопротивление отрядов местного ополчения, усиленного 14-й армией РФ. Вмешательство российских вооруженных сил помешало дальнейшему развитию боевых действий. 21 июня 1992 г. молдавский и российский президенты подписали соглашение «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдовы». Оно подтверждало принцип территориальной целостности Молдовы, предусматривало прекращение огня и переход к политическому урегулированию проблемы. По официальным данным за период весна-лето 1992 г. в приднестровском конфликте погибло около 800 человек, 4 тыс. человек только с приднестровской стороны получили ранения [Малышева Д. На «фронтах» СНГ без перемен // Мировая экономика и международные отношения. №12, 2004, С. 73].

Современная ситуация

Сейчас под контролем ПМР находится не только левобережье Днестра, но и город Бендеры на правом берегу реки, т.е. полоса земли длиной примерно 200 км и шириной от 12 до 15 км. и площадью 4163 кв.км. (см. рис.1). С запада Приднестровье граничит с основной территорией Молдавии по Днестру, на юго-востоке с Украиной по суше.

Рис. 4. Приднестровская Молдавская республика. Приднестровская молдавская республика карта

Источник: Новое административное устройство Молдавии. А.А. Герцен. www.archive.1september.ru

В административном отношении территория разделена на 5 районов: Каменский, Рыбницкий, Дубоссарсткий, Григориопольский, Слободзейски; и 2 города республиканского подчинения - Тирасполь и Бендеры. До 2000 года на официальном флаге ПМР отсутствовала советская символика, но в последнее время на нём появились серп и молот, как во времена Молдавской ССР.

Нынешний президент ПМР Игорь Смирнов был избран в декабре 2001 г. 10 декабря 2006 года на территории ПМР прошли четвертые в ее истории выборы президента, по результатам которых Игорь Смирнов был переизбран, набрав 82,4% голосов избирателей. По предварительным итогам переписи, прошедшей в Приднестровье 11-18 ноября 2004 года население ПМР составило около 550 тыс. чел. ПМР относится к регионам с высокой плотностью - до 200 человек на кв.км. Впервые численность населения ПМР в нынешних границах была подсчитана на 1 января 1993 года, тогда в республике жили 712,5 тысячи человек, из них 243 тысячи молдаван (34,1%), 214,3 тысячи русских (30,1%), 199,3 тысячи украинцев (28%) [Демоскоп Weekly. www.df5.ecfor.rssi.ru/weekly/2005]. Приднестровье в составе Молдавии в советское время была наиболее промышленно развитой ее частью. Экономика региона была преимущественно экспортной, развивалась десятилетиями в расчете на определенный рынок сбыта и обеспечивалась поставками комплектующих изделий из разных регионов СССР (в основном из России). На экспортоориентированные предприятия приходилось около 70% объема промышленного производства региона.

Сегодня через территорию Приднестровья проходят две международные железнодорожные магистрали, три магистральных газопровода, две магистральные автодороги международного значения.

Переговорный процесс

С конца 1992 г. по настоящее время Тирасполь и Кишинев ведут переговоры по определению правового статуса Приднестровья. Функции посредников при этом выполняют Россия, ОБСЕ и Украина. Двусторонние переговоры ведутся в рамках Совместной конституционной комиссии (СКК). Также для урегулирования конфликта создано пятистороннее постоянное совещание по политическим вопросам (Молдавия, Приднестровье, ОБСЕ, Россия, Украина), формат которого осенью 2005 г. был расширен до «5+2» с присоединением США и ЕС.

Объединенная Контрольная Комиссия (ОКК) - орган управления миротворческой операцией. На декабрь 2004 г. в Приднестровье были дислоцированы 1720 российских военнослужащих.

В 2003 г., казалось, переговорный процесс сдвинулось с мертвой точки. Российской стороной был подготовлен и согласован с молдавским правительством и главой Приднестровья меморандум «Об основных принципах государственного устройства объединенного государства» от 17 ноября 2003 г. Но в последний момент Кишинев под давлением США отказался подписать это соглашение. Пребывание на территории ПМР российских военных является одним из наиболее противоречивых моментов урегулирования конфликта. Молдавия и ОБСЕ настаивает на скорейшем их выводе, в то время как жители Приднестровья полагают, что в регионе должно сохраниться российское военное присутствие.

В 2005 г. президентом Украины был предложен новый план урегулирования, первоначально поддержанный обеими сторонами переговорного процесса (подробнее см. приложение). Но односторонние действия Молдавии (молдавский парламент в июле 2005 г. принял Закон Республики Молдова «Об основных положениях статуса Приднестровского региона Республики Молдова (Приднестровья)» без согласования и обсуждения его содержания с приднестровской стороной и странами-посредниками) привели к обострению отношений с Приднестровьем.

Так называемый «план Ющенко» предусматривал проведение международного мониторинга выборов в Верховный Совет, прошедших в Приднестровье в декабре 2005 г., направленный на формирования легитимного правительства для проведения эффективных переговоров. Но европейское сообщество отказалось признать результаты выборов в связи со слишком коротким периодом мониторинга. Автором был проведен анализ двух планов урегулирования на предмет их сходств и различий. Результаты представлены в табл. 2-3.

На сегодняшний момент ситуация в ПМР осложняется экономической блокадой, введенной Украиной 3 марта 2006 г. Новые правила разрешают пропускать через украинскую границу только грузы, прошедшие регистрацию в Молдавии. По данным правительства непризнанной республики, за два с половиной месяца потери приднестровской экономики составили $151 млн., в связи с трудностями осуществления экспортных операций встало одно из крупнейших предприятий ПМР - Молдавский металлургический завод (ММЗ).

Европейский Союз поддержал инициативу Украины, настаивая на том, что Приднестровье является источником значительного количества контрабандных товаров. По данным Независимого центра журналистики, в 1998 г., например, около 90% акцизных товаров, прошедших таможню Молдовы как товар предназначенный для Приднестровья, на самом деле являлось контрабандой 1.

1 - www.iatp.md/transnistria

В то же время, по договоренности, достигнутой в 1997 г. в Москве (подписанной в том числе украинской стороной, как гарантом урегулирования), Приднестровью давалось право на осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности. Основным условием возобновления переговорного процесса Приднестровье называет подписание транзитного протокола с гарантией о недопустимости препятствий свободной экономической деятельности ПМР".

17 сентября 2006 года в Приднестровье был проведен референдум о статусе республики, в котором приняли участие 78,6% жителей республики. По первому вопросу: "Поддерживаете ли вы курс на независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение Приднестровья к Российской Федерации?" "за" высказались 97,2% проголосовавших избирателей. По второму вопросу: "Считаете ли вы возможным отказ от независимости Приднестровской Молдавской республики с последующим вхождением в состав Молдавии?" "за" высказались 3,3% голосовавших избирателей, "против" - 94,9%.

В октябре 2006 года Государственная дума Российской Федерации призвала мировое сообщество учесть итоги референдума в Приднестровье "ради обеспечения прав человека, мира и безопасности в данном регионе и справедливого разрешения приднестровского конфликта".

Перспективы урегулирования конфликта

По мнению автора, конфликт в ПМР наиболее перспективен для разрешения среди непризнанных государств постсоветского пространства (Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха). Это связано, прежде всего, с тем, что данный конфликт не носит ярко выраженного этнического характера. ПМР примерно на треть состоит из молдаван, на треть – из русских и на треть - из украинцев (см. таб. 1).

Табл.1. Изменение этнического состава МАССР, МССР и ПМР

Годы Молдоване Русские Украинцы Всего, чел.
1926* 30,1 8,54 48,5 572339
1939* 28,6 10,2 50,7 475144
1989** 33,5 Около 30 Около 30
1993*** 34,1 30,1 28 712500
1995*** 33,5 28,8 Около 28 696100

Источники: ВНП 1939 г. Основные итоги – М., 1992., ВНП 1926 г. Народность и родной язык населения СССР – М., 1928 г., ВНП 1970 г. Национальный состав населения СССР – М., 1973 г., Демоскоп Weekly. www.df5.ecfor.rssi.ru/weekly/2005
* - в границах МАСС в составе УССР.
** - в составе МССР, с уточняющими коррективами.
*** - в нынешних границах непризнанного государства.
В связи с тем, что до 1940 года территория Приднестровья вместе с частью нынешней Украины входила в МАССР в составе УССР, а после – в состав Молдавской ССР, данные в таблице несопоставимы. Проблемой для анализа этнического состава Левобережья также является то, что этот регион не имел особого статуса в составе МССР, поэтому отдельных данных по нему нет.

Этническая составляющая, так же как и религиозная, привносит в конфликт наибольшую принципиальность и непримиримость. Эти факторы играют роль катализатора в любых противоречивых ситуациях, а после перехода конфликта в активную фазу цементируют сложившееся положение.

Больше любых факторов, влияющих на возникновение конфликтов, этническая составляющая носит эмоциональный характер, что усложняет как процесс поиска компромисса, так и возможность следования достигнутым договоренностям.

В ПМР представители всех трех основных национальностей в большей или меньшей степени одинаково поддерживают стремление республики к независимости. Об этом с большой долей вероятности говорят результаты референдума, прошедшего 17 сентября 2006 г. В обществе этого непризнанного государства нет раскола на сторонников и противников. Еще одним фактором, положительно влияющим на перспективы разрешения рассматриваемого конфликта, является отсутствие беженцев с обеих сторон. Ведь именно необходимость возвращения беженцев, предоставление им жилья (к тому моменту уже занятого другими семьями) часто становится тем камнем преткновения, на котором тормозится переговорный процесс.

«Граница» между ПМР и Молдавией не представляет собой «железный занавес». Несмотря на проблемы с транзитом грузов и пассажиров, население ПМР свободно перемещается через Днестр, большая доля жителей непризнанного государства работает на территории Молдавии. Такая ситуация говорит о том, что несмотря на большие сложности и неурегулированность ситуации, не существует непреодолимого раскола между двумя мирами – миром ПМР и миром Молдавии.

Основная проблема, по мнению автора, в данном случае лежит на уровне руководства обеих сторон конфликта. Проведенный 17 сентября референдум, а также выборы президента показали, что руководителям Приднестровья (а точнее одному ее бессменному руководителю) выгодна ситуация «замороженного конфликта». Сложно обсуждать на переговорах условия воссоединения расколотого государства, если все жители ПМР проголосовали за независимость и присоединение к России.

На политическом поле Приднестровья усилиями самого руководства республики, усилиями со стороны России и даже европейских государств (косвенно, постоянное нахождение в состоянии обороны не дает возможности для свободного развития политических сил) искусственно создается вакуум. А единственной серьезной политической силе не выгодно форсировать переговорный процесс, ведущий к потере собственной власти. Во многом негативную роль играет и мировое сообщество, практикующее применение двойных стандартов в отношение ПМР.

Возможность разрешения данного конфликта видится автору в ослаблении давления мирового сообщества и России на ситуацию в республике. Необходимо дать ей энергично развиваться и взаимодействовать с окружающими государствами. Ее экономический рост не возможен без тесных связей с территорией Молдавии и соседней Украины. Такая ситуация создаст естественные предпосылки не к разъединению, а к объединению, той тенденции, которая активно проявляется в Европе.

Табл. 2. Приоритеты различных планов урегулирования приднестровского конфликта

Меморандум Д. Козака План Ющенко или 7 шагов к демократии (саммит ГУУАМ, Кишинев, Украинский план урегулирования
2003 г.  22 апреля 2005 г) (Винница, 17 мая 2005 г)
1) Федерализация Молдовы. 1) Демократизация. 1) Унитарное устройство Молдовы. 
2) Придание русскому языку особого статуса на территории Молдовы. 2) Проведение свободных и признаваемых выборов в Верховный Совет для обретения легитимного представительного органа в переговорном процессе. 2) Проведение свободных и признаваемых выборов в Верховный Совет для обретения легитимного представительного органа.
3) Сохранение российских миротворцев на территории Приднестровья до 2020 г. 3) Трансформация формата миротворческой деятельности в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ, подключение большего количества украинских наблюдателей. Международный мониторинг предприятий военно-промышленного комплекса и участка молдавско-украинской границы. 3) Признание молдавского, украинского и русского языков официальными на территории Приднестровья.
4) Привлечение в качестве наблюдателей международных экспертов из России, Украины, ОБСЕ и ЕС для обеспечения соблюдения предусмотренных настоящим Меморандумом условий. 4)Расширение переговорного процесса за счет подключения ЕС и США. 4) Обеспечение соблюдения предусмотренных планом этапов осуществляется странами-гарантами Украиной и Россией, ОБСЕ при содействии США, ЕС.

Табл. 3. Отличие Меморандума Козака от украинского плана урегулирования (включая 7 шагов к демократизации)

Меморандум Д. Козака Украинский план урегулирования
Государственное устройство 1) Преобразование Молдовы в федеративное государство с 3-мя субъектами (Приднестровье, Гагаузия и остальная часть страны). 1) Реинтеграция Молдовы на основе унитарного устройства. Приднестровье входит в состав Молдовы в качестве территории с особым статусом. Статус Гагаузии не оговаривается.
Государственный (национальный) язык  2) Обязательное закрепление в будущей Конституции особого статуса двух языков: молдавского и русского. 2) Молдавский, украинский и русский признаются официальными языками на территории Приднестровья.
Конституционная реформа 3) Совместная разработка Конституции Федерации с привлечением представителей стран-гарантов, ОБСЕ, ЕС и Совета Европы в определенные Меморандумом сроки. Проведение всенародного референдума по Конституции. 3) Приднестровье принимает и применяет собственный Основной закон (Конституцию), соответствующий Конституции Республики Молдова. 
Стороны, участвующие в урегулировании конфликта 4) Гарантами исполнения условий Меморандума должны стать Россия, Украина, ОБСЕ, ЕС с возможностью размещения на территории Федерации их наблюдателей.  4) Обеспечение соблюдения предусмотренных планом этапов урегулирования осуществляется странами-гарантами Украиной и Россией, ОБСЕ при содействии США, ЕС.
Миротворческие силы 5) В качестве основного гаранта безопасности предполагается размещение на территории Федерации стабилизационных миротворческих сил Российской Федерации численностью не более 2000 человек, без тяжелых военной техники и вооружений. Оговариваются сроки пребывания российских миротворцев до проведения референдума, но не позднее 2020 г. 5) Трансформация формата миротворческой деятельности в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ, подключение большего количества украинских наблюдателей.
Демократические процессы  6) Данный пункт отдельно не рассматривается. 6) Демократизация.
Формирование бюджета 7) Формирование отдельных Федеральных бюджетов Субъектов Федерации за счет региональных налогов, отчислений от федеральных налогов и получение субсидий из Центра. 7) Общий бюджет страны.
Права собственности 8) Разграничение публичной собственности на федеральную собственность и собственность Субъектов Федерации 8) Вся собственность находится в ведении Кишинева.
Разграничение полномочий между центром и субъектами 9) Широкие полномочия Субъектов в социальной сфере, внешнеэкономической деятельности и вопросах местного самоуправления. 9) Создание единого правового, экономического, оборонного, социального, таможенного, гуманитарного и других пространств государственной жизнедеятельности.
Выборный процесс 10) Детальная проработка состава и выборной процедуры органов власти будущей Федерации. 10) Проведение на правовых условиях статуса Приднестровья прозрачных выборов в Верховный Совет Приднестровья под международным контролем как обязательное условие его признания Республикой Молдова легитимным представительским органом Приднестровского региона Республики Молдова.

Табл. 4. Приднестровская Молдавская республика.

Дата провозглашения независимости 2 сентября 1990г.
Численность населения На 2004 г. - 555 тыс. чел.
Этнический состав населения молдаване (31,9%), русские (30,3%) и украинцы (28,8%)
Преобладающие религии Православие
Площадь подконтрольной территории 4163 км?
Основное требование Независимость
Наличие признания независимости со стороны каких-либо государств и организаций Нет
Наличие у жителей непризнанного государства гражданства других государств помимо «материнского» Около 15-20% населения имеют украинское гражданство, около 20% - российское, около 50% - молдавское
Наличие/отсутствие собственной национальной валюты Приднестровский рубль, введен в обращение в августе 1994 г. 
Официальные языки  Молдавский, русский, украинский
Основные экономические показатели ВВП в 2005 г. – около 517,5 млн. $, ВВП на душу населения – около 840 $ 
Основные источники дохода Электроэнергия, продукция черной металлургии, легкой промышленности и машиностроения. 
Ограниченность внешнеэкономических связей Молдова и Украина (присоединилась 3 марта 2006 г.) осуществляют экономическую блокаду ПМР. Через таможню пропускаются только грузы, прошедшие регистрацию в Молдавии. 
Основные партнеры США, Молдова, Россия, Украина
В сферу геополитических интересов каких стран и организаций входит непризнанное государство Молдова, Румыния, Украина, Россия, ЕС, НАТО, США
Наличие миротворческого и другого военного контингента На данный моментв ПМР находится примерно 500 миротворцев и еще около 1000 военных охраняют один из крупнейших складов боеприпасов в Европе.
Обстановка на границе Спокойная
Наверх | Главная


Hosted by uCoz