Богатуров Дмитрий, СПбГУ

Отражение этнической географии в официальных документах Российской Федерации

За последние пятнадцать лет российская государственность столкнулась с многочисленными этносоциальными проблемами. Среди них следует отметить силовые конфликты и стихийное изменение этнического состава населения в приграничных и в некоторых центральных регионах России, сложности, возникающие в ходе процесса адаптации мигрантов.

Как и в любой проблемной ситуации, в подобных условиях, государство должно создавать и предлагать к реализации определенную схему решения возникающих конфликтов. Логика действий в этом случае обуславливает наличие следующих необходимых этапов: 1)исследование и анализ ситуации; 2)выработка соответствующих документов, регулирующих национальные отношения; 3)реализация выработанных положений на практике, через формат государственных целевых программ.

Конечно, учитывая сложность этнической проблематики и ее деликатность, выработка четких схем и правил регулирования отношений в данной области представляется маловероятной. Так, решение проблемы исчезновения языков малочисленных народов и языковой ассимиляции вряд ли можно решить только с установлением каких-либо норм и правил. Характерный пример распространение аварского и даргинского языков на малые народы Дагестана. Для решения поставленных задач необходимо привлечение совместных усилий ученых, общественных деятелей и политиков [2].

Тем не менее, без соответствующих ориентиров и правовой базы, реализация национальной политики невозможна. Реакцией государства на обострение этнических процессов после распада СССР, стало принятие ряда базовых концептуальных документов, задающих ориентиры для дальнейшего сбалансированного развития этносоциальных процессов. Среди них можно отметить наиболее значимые: Концепция государственной национальной политики российской Федерации, утвержденная Указом Президента от 15 июня 1996 года; Концепция регулирования миграционных процессов Российской Федерации, одобренная распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 года.

Обозначенные документы являются базовыми элементами, дающими толчок для создания конкретных проектов и программ. Последние же, в свою очередь, должны создавать реальные предпосылки для регулирования этнических процессов, обеспечивать благоприятные условия для гармоничного соразвития народов Российской Федерации.

С точки зрения современной (неисторической), этнической географии, в сферу интересов которой входят вопросы касающиеся распределения этносов по территории государства, а так же анализ условий совместного проживания народов, имеет смысл рассмотреть некоторые положения обозначенных документов. В частности, в Концепции государственной национальной политики РФ в разделе «Основные цели и задачи государственной национальной политики» говорится об «обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России», о «реализации экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности». Далее речь идет о преимуществах территориального разделения труда и производственной кооперации. Эти положения непосредственно связаны с теорией экономической и социальной географии, с вопросами региональной специализации и специфики конкретных территорий.

В условиях современного развития региональных исследований, осуществляемых в рамках целого ряда научных дисциплин, включая экономическую и социальную географию, особое внимание вызывают следующие пункты Концепции: содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов РФ как фактора гармонизации межнациональных интересов; ставка на программно-целевой подход как инструмент региональной политики в полиэтничных регионах; информационное освещение проблем регионов через федеральные СМИ.

Кроме того, особое значение в Концепции придается разработке научно обоснованных механизмов реализации национальной политики. Учитывая это обстоятельство и наличие в документе обозначенных выше положений, связанных с территориальными факторами, следует отметить, что географы, интересующиеся этнической проблематикой способны сыграть в этом вопросе заметную роль. В частности приложить свои усилия для разработки конкретных предложений, направленных на более эффективное внедрение Концепции в жизнь.

Приведем здесь меткое высказывание В.С. Белозерова, подтверждающее обоснованность предыдущего вывода: «Недостаточное знание пространственного развития этнических процессов снижает и без того невысокую эффективность национальной политики федерального центра, в том числе в плане обеспечения целостности Российского государства» [2]. Естественно, что такие исследования должны опираться на опыт и поддержку и других дисциплин: этнографии, этнической социологии, конфликтологии и т.д. Еще одним важным документом является Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации. Она уже непосредственно связана с вопросами размещения и перераспределения народов по территории России и за ее пределами. Так в Разделе I «Миграционная ситуация» говорится о прямой зависимости явления территориальных и отраслевых диспропорций с процессом перераспределения населения по территории страны, о формировании иностранных общин в приграничных районах. Обозначенные тенденции действительно определяют современные российские реалии и во многом носят стихийный характер.

Так же, как и в предыдущем документе, акцент делается на важность фундаментальных научных исследований, касающихся социально-экономических основ регулирования миграционных процессов в России и мире. Таким образом, исследования в области этнической географии способны найти себе реальное практическое применение в рамках реализации данной Концепции. При этом направления исследования могут варьироваться в достаточно широких пределах: от вопросов по разработке механизмов управления расселением мигрантов по территории страны до прямых рекомендаций по конкретным населенным пунктам, благоприятным или не рекомендуемым для расселения. Особую актуальность данные исследования могут приобрести с учетом разработки государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Первоначально в рамках данного проекта планируется размещение и благоустройство мигрантов из стран СНГ выборочно в некоторых регионах России. На осень 2006 года таких регионов намечено двенадцать. Критериями их отбора были стратегические, инвестиционные и демографические факторы [1].

Немаловажно отметить, что Концепция регулирования миграционных процессов затрагивает и такое понятие, как Генеральная схема расселения, в рамках которого на первый план выходят глобальные вопросы, связанные с разработкой комплексных мероприятий, «направленных на регулирование миграционных процессов с учетом геополитических интересов страны, социально-экономической, демографической и экологической ситуации и перспективы развития регионов».

В настоящее время назрела необходимость создания современной, отвечающей времени, парадигмы этнической географии как теоретической и прикладной дисциплины, в полной мере отражающей картину происходящих глобальных процессов, дисциплины, задающей общие ориентиры гармоничного соразвития народов и опирающейся в своей практической части на четкие национальные интересы Российской Федерации и решение конкретных проблем.

Литература

  1. Гетманский К., Головина Е., Русяева П. Великое русское переселение? //Профиль. - 2006 - №35.
  2. Тишков. В.А. Этничность и право в современной России ( www.iea.ras.ru (07.05.2006) – официальный сайт Института этнологии и антропографии РАН).
  3. Этническая карта Северного Кавказа / В.С. Белозеров. – М., 2005.
Наверх | Главная


Hosted by uCoz