Шавель Алексей Николаевич

Региональные особенности развития протестантизма в Беларуси

Белорусский государственный университет

В конце 20 – начале 21 вв. в Беларуси возрос интерес к религиозной стороне жизни общества. Это обусловлено возрастанием роли религии в жизни общества, резким ростом количества регистрируемых общин и увеличением конфессионального разнообразия. Помимо количественного роста традиционных конфессий (православия и католицизма) значительно выросло число конфессий, объединяемых понятием «протестанты». Представители данных конфессий провели огромную миссионерскую работу, в результате чего количество зарегистрированных общин всех протестантских конфессий составило 34 % всех зарегистрированных в Беларуси религиозных общин.

Сейчас протестантизм в Беларуси представлен 16 направлениями. Из них можно выделить два основных – Церковь христиан веры Евангельской и Церковь Евангельских христиан-баптистов, с количеством зарегистрированных общин 485 (16,5 %) и 266 (9 %) соответственно. Численность других протестантских направлений значительно меньшая. Среди них выделяются Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (72 общины), Христиан полного Евангелия (49), Евангелическо-лютеранская церковь (26), Свидетели Иеговы (26), Новоапостольская церковь (20). Остальные протестантские течения представлены менее чем по 10 общин. В Беларуси также регистрируются факты появления новых конфессиональных направлений, к примеру – Христиане Веры Евангельской с омовением ног. Однако, преобладая в численности, протестантские общины по сравнению с традиционными конфессиями не имеют значительного количества прихожан в каждой общине.

Особенностью развития протестантизма в Беларуси явилось то, что первые протестантские направления – лютеранство и кальвинизм – не получили здесь значительного распространения. Если Евангелическо-лютеранская Церковь (лютеране) включает 26 зарегистрированных общин, которые распространены в основном в Северной Беларуси (в Витебской области находится почти половина зарегистрированных общин) и в областных центрах, то Евангелическая Реформаторская церковь (кальвинисты) представлена всего лишь одной общиной, находящейся в Минске.

География протестантизма в Беларуси достаточно разнообразна и представляет собой огромный интерес для изучения по причине того, что она сформировалась лишь только в конце XX в. и имеет по сравнению с другими конфессиональными течениями республики свои значительные особенности.

Географию протестантизма в значительной степени обусловило нахождение страны в 1921-1939 гг. в составе двух государств: Польши и СССР, что коренным образом дифференцировало развитие конфессиональной структуры Западной и Восточной Беларуси. В Западной Беларуси протестантизм в сравнении с православием развивался довольно динамично: польское правительство способствовало этому, считая, что данное течение снизит стремление к независимости данного региона. Совсем противоположная ситуация была в Восточной Беларуси. Советские власти, подчиняясь атеистической идеологии, пытались искоренить любое религиозное мировоззрение. Все действия государства были направлены на секуляризацию общественной жизни. Поэтому, из-за более позднего вхождения в состав СССР, Западную Беларусь затронула вторая, менее жесткая волна политики «воинствующего атеизма», и каркас основных конфессий здесь сохранился. Данная причина определила значительную насыщенность конфессионального пространства в западных областях республики.

В последние годы протестантизм бурно развивался, расширяя географию своего присутствия. Деятельность протестантских миссионеров была направлена на распространение своих религиозных взглядов во всех районах республики, с максимальной активностью в тех регионах, где конфессиональное пространство было свободно или недостаточно насыщено традиционными конфессиями. В настоящее время отмечается появление неопротестантских течений в Беларуси, которые приобретают все большую популярность.

Первые официальные данные о количестве зарегистрированных общин, исследуемые нами, приходятся на 1970 г. (таблица 1) В этот период количество зарегистрированных протестантских общин составляло всего 152 единицы. Их доля в общем количестве зарегистрированных общин составила 22,8 %. Протестантские общины размещались в 69 районах республики из 103, в которых были зарегистрированы религиозные общины (всего в Беларуси 118 административных районов). В то время наибольшее распространение протестантизм получил в Западной Беларуси. Помимо этого региона, приверженцы протестантизма размещались в Минской, Гомельской и Могилёвской областях. Но если в Западной Беларуси в районах было зарегистрировано по две и более протестантских общины, то в остальных регионах – в основном одна община.

Таблица 1
Общая характеристика распределения протестантизма в 1970 г.

Область

Всего общин
протестантов

Доля региона  в общем
количестве общин
протестантов, %

Доля общин протестантов
в общем количестве
общин региона, %

Брестская

72

47,4

31

Витебская

6

3,9

8,6

Гомельская

10

6,6

18,2

Гродненская

23

15,1

13,2

Минская

25

16,4

27,5

Могилевская

16

10,5

35,6

Всего в РБ

152

100

22,8

Несмотря преобладание протестантов в Брестской области по сравнению с другими регионами – 72 общины из 152 зарегистрированных в республике (47,4 %), наибольший удельный вес протестантских общин был отмечен в Могилевской области (35,6 %). Минимальная доля протестантов была зафиксирована в Витебской области – всего лишь 6 общин.

Брестская область является историческим центром протестантизма в республике, внутри которого можно выделить три ядра протестантизма: Пинский (включающий Столинский и Лунинецкий районы), Барановичский, Кобринский. Если к ним добавить прилегающие к ядрам, но ещё не ярко выделившиеся районы (Солигорский, Брестский и Ивановский), то в этих 8 из 118 районов республики было размещено 37 % протестантских общин.
Распределение протестантских общин в 1970 г. по административным районам представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 – География протестантских общин в 1970 г.

К 1992 г. произошли значительные политические и социально-экономические изменения: они привели к резкой смене духовных ценностей, ломке общественного сознания и религиозного мировоззрения. У людей появилось некоторое недоверие к традиционным конфессиям. В условиях нестабильности протестантизм получил новые возможности для своего развития, так как его религиозно-теоретические догмы нашли отклик среди населения.

За данный период количество зарегистрированных протестантских общин возросло более чем в 2 раза и составило 347 единиц. Доля общин протестантских конфессий увеличилась на 1,7 % и достигла 24,5 % от всех зарегистрированных конфессий. Из географических особенностей следует выделить более равномерное покрытие республики сетью протестантских общин и небольшое снижение концентрации общин в Брестском регионе. Общины протестантских течений были зарегистрированы в 92 районах. Отсутствие протестантских общин отмечается в ряде районов Витебской, Гомельской и Могилевской областей. Наибольший абсолютный рост был отмечен в Брестской и Минской областях – 73 и 42 общины соответственно. Но более интенсивный рост количества регистрируемых протестантских конфессий проявился в Витебской (в 3,8 раза) и в Гомельской (3,6 раза) областях. Минимальный рост – всего лишь 5 общин – в Гродненской области (таблица 2).

Таблица 2
Общая характеристика распределения протестантизма в 1992 г.

Область

Всего
общин протес-тантов

Прирост общин  
протестантов
(по отношению к 1970г.)

Доля региона в общем количестве
общин
протестантов, %

Доля общин
протестантов в
общем количестве
общин региона, %

общин

%

Брестская

145

73

200

41,8

33,6

Витебская

23

17

380

6,6

11,8

Гомельская

36

26

360

10,4

26,3

Гродненская

28

5

120

8,1

9,8

Минская

67

42

270

19,3

26,9

Могилевская

34

18

210

9,8

37,0

г. Минск

14

14

-

4,0

46,7

Всего РБ

347

195

230

100

24,5

Брестская область остается оплотом протестантизма Беларуси, концентрируя 41,8 % протестантских общин. Но интересен тот факт, что протестанты значительно локализованы в Минской и Могилевской областях, где их доля среди всех зарегистрированных составляла 46,7 % и 37,0 % соответственно.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что, несмотря на размещение значительного количества протестантских общин в Брестской области, наибольшая их концентрация отмечена в Минске и Могилевской области. Причина – в Брестской и Гродненской областях значительный вес в обществе имеют традиционные конфессии – православие и католицизм. Особенно ярок пример Гродненской области, где протестантизм получил ограниченное распространение.

Количество ядер концентрации религиозных общин увеличивается. Отмечается увеличение роли Пинского с прилегающими районами, Брестского и Кобринского, снижается значение Барановичского. Возникают новые ядра концентрации – Минское и Могилевское, первое из которых распространяет протестантизма в Центральную и Северную Беларусь, второе – в Восточную. Возрастает роль ядер, размещенных в центре республики, – Солигорского, расположенного в непосредственной близости от Пинского, и, менее ярко выраженного, ­– Вилейского.

В районном разрезе наибольший прирост общин протестантских конфессий был зафиксирован в Пинском (18 новых общин), Брестском, Солигорском (по 11), Ивановском (7) и Дрогичинском (6). В четырех районах – Берестовицком, Дзержинском, Кореличском, Островецком – было отмечено исчезновение протестантских общин. Причиной ухода общин из данных районов явилось отсутствие востребованности из-за огромной роли традиционных конфессий. Наиболее активный рост протестантских конфессий в 1970-1992 гг. приходился на южный и центральный регионы, на областные центры и прилегающие районы, на территории, расположенные вдоль простирания наиболее значимых транспортных путей. Распределение протестантских общин в 1992 г. по административным районам представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 – География протестантских общин в 1992 г.

За годы независимости Беларуси протестантизм получил еще большее распространение по территории республики. В этот период был отмечен знаменательный факт в истории развития данного религиозного направления в Беларуси – во всех районах была зарегистрирована как минимум одна община. Протестантизм получил повсеместное распространение. Этому способствовала проводимая государством политика веротерпимости, включающая непрепятствование регистрации общин, упрощение требований для ее осуществления, признание многих религиозных течений как не несущих какой-либо угрозы для населения.

На конец 2006 г. наблюдалась следующая картина распространения зарегистрированных общин протестантских конфессий по территории республики (таблица 3). Всего по республике количество общин протестантских конфессий составило 972 единицы (33,6 % от всех зарегистрированных в республике). Эта цифра почти в 3 раза превышает зафиксированную в 1992 г. Был отмечен резкий скачок (на 9,1 %) доли общин протестантских конфессий среди всех зарегистрированных общин. В данный период происходила деконцентрация протестантских общин по территории республики, вследствие этого процесса большинство районов имеют среднереспубликанское соотношение протестантских и остальных конфессий. В условии этого процесса произошло снижение роли Брестской области в доле протестантских общин (27,8 %, что на 14 % меньше, чем в 1992 г.). По абсолютным показателям наибольший прирост общин был отмечен в Минской (139 новых общин) и в Брестской (125) областях. В относительном измерении наибольший рост был зафиксирован в Витебской области (в 5,7 раза) и в г. Минске (в 4,5 раза). В результате в Минске протестантские общины составляют более половины от всех конфессий, а в других доля подходит к 40 %. Наименее протестантской остается по-прежнему католически-консервативная Гродненская область и поддавшаяся современным тенденциям протестантизации Витебская, где основной рост произошел в экономически развитых районах. В них доля протестантов ко всем зарегистрированным общинам составляет 18,1 % и 26,8 % соответственно.

Таблица 3
Общая характеристика распределения протестантизма в конце 2006 г.

Область

Всего
общин
протес-тантов

Прирост общин
протестантов
(по отношению к 1970г.)

Доля общин
региона в
общем количестве
протестантов, %

Доля общин
протестантов в
общем количестве
общин региона, %

общин

%

Брестская

270

125

190

27,8

39,8

Витебская

131

108

570

13,5

26,8

Гомельская

124

88

340

12,7

39,0

Гродненская

81

53

290

8,3

18,1

Минская

206

139

310

21,2

33,9

Могилевская

97

63

290

10,0

41,6

г. Минск

63

49

450

6,5

51,6

Всего РБ

972

625

280

100

33,6

Практически во всех районах представительство протестантов возросло значительно: на 2 и более общины. По приросту зарегистрированных общин за 1992-2006 гг. лидируют Минск (49 новых общин), Минский (25), Витебский (21), Пинский и Полоцкий (по 18), Лунинецкий (17), Гродненский и Солигорский (по 16), Столинский (15), Брестский (14), Гомельский и Могилевский (по 13) районы. Ясно вырисовываются регионы, где протестантские идеи достаточно востребованы: это столица, областные центры и крупнейшие города с прилегающими районами, имеющими прогрессивную возрастную структуру населения, а также исторически сложившиеся зоны протестантизма. Возникли новые ядра протестантизма: помимо областных центров, это Лепельский, Оршанский и Полоцкий районы Витебской области, Бобруйский – в Могилевской. Сокращение численности общин протестантских конфессий было отмечено лишь в одном административном районе – Дрогичинском. Размещение протестантских общин в 2006 г. показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – География протестантских общин в 2006 г.

На рисунках 4 и 5 графически отображена динамика характеристик протестантизма по регионам Беларуси: мы можем наглядно представить себе, где и как интенсивно шел рост протестантских общин в период с 1970 по 2006 г., а также роль протестантских течений в конфессиональной структуре регионов республики.

Рисунок 4 – Динамика численности протестантских общин по регионам Беларуси в 1970-2006 гг.

Рисунок 5 – Изменение доли протестантских общин в конфессиональной структуре регионов Беларуси в 1970-2006 гг.

Касаясь религиозной ситуации в Беларуси на протяжении всего периода независимости, то она остается стабильной, характеризуется высоким уровнем веротерпимости и толерантности граждан. Проведенный социологический опрос позволяет определить некоторые особенности межконфессиональных отношений на уровне прихожан. Подавляющее большинство респондентов (более 70 %) отрицают существование конфессий, к которым они испытывают неприязнь. Тем не менее, процесс роста числа конфессиональных новообразований и сети религиозных организаций объективно вызывает возрастание межконфессиональной напряженности. Большинство респондентов испытывают безразличие к протестантским конфессиям, а часть указывает о неосведомленности об их деятельности. Негативная оценка респондентами деятельности имеет место в отношении к Евангельским христианам-баптистам и Свидетелям Иеговы. Первые оказались «наследниками» исторических мотивов – на протяжении третьей четверти XX в. их деятельность со стороны государственной власти оценивалась и афишировалась как сектантская.

Секта, как форма религиозной организации, содержит определенный общественный негативизм восприятия в православно-католической Беларуси, баптизм в сознании обывателя воспринимается как протестантизм в целом. Но по мере осведомленности такое мышление исчезает, и люди более спокойно воспринимают проникновение протестантизма в религиозное мировоззрение белорусов. В последнее время произошел рост привлекательности протестантизма за счет их социальной роли в белорусском обществе: практически все члены церквей избегают общественно негативных действий, что вызывает поддержку у государства и других социальных институтов.

Несмотря на то, что темпы появления новых религиозных общин в последнее время немного снизились вследствие постепенного заполнения конфессионального пространства, данный процесс будет продолжаться, благодаря повышению общей религиозности населения. Вследствие покрытия всей территории страны сетью протестантских общин, география протестантизма будет менять лишь свои качественные характеристики: возрастет роль протестантских течений в локальных конфессиональных полях, увеличится влияние каждой отдельной общины на территории, находящиеся в зоне обслуживания приходом, а также будет происходить увеличение количества прихожан в них.

Наверх | Главная


Hosted by uCoz