Савостьянова О.В.

Проблемы и перспективы развития туризма в малых городах Республики Беларусь (на примере города Несвиж).

Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь

Неуклонный рост влияния туризма как на мировую экономику в целом, так и на экономику отдельных стран и регионов является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которые сопутствуют формированию и развитию мирового хозяйства. Сегодня эффективное функционирование системы международного туризма невозможно без планирования, регулирования, координации и контроля со стороны структур, ответственных за его развитие. Таким образом, от правильного построения и эффективной реализации туристской политики зависят роль и место конкретного государства на рынке международного туризма.
Функции туризма:

  1. является источником притока иностранной валюты и капитала в страну;
  2. создает предпосылки для улучшения платежного баланса страны;
  3. содействует диверсификации экономики, стимулирует возникновение новых секторов, обслуживающих сферу туризма;
  4. создает новые рабочие места, помогая решить проблему безработицы;
  5. способствует повышению доходов населения;
  6. повышает привлекательность страны для делового международного предпринимательства;
  7. содействует развитию инфраструктуры страны;
  8. стимулирует хозяйственное освоение новых районов.

Беларусь в развитии туризма имеет ряд преимуществ:

  1. выгодное географическое положение;
  2. близость к Западной Европе, Скандинавии - туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
  3. соседство со странами Балтии, Польшей, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
  4. древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
  5.  богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес - Беловежскую пущу и т.д.

Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:

  1. образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
  2. действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
  3. неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;
  4. отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
  5. практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
  6. невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
  7. несоответствие цены и качества размещения в гостиницах.

Понятно, что главным центром формирования туристского спроса и предложения является Минск. Однако, также ясно, что для полноценного, прогрессивного развития государства необходимо целенаправленное, комплексное и планомерное развитие всех городов республики, а не только крупных и средних. В связи с этим в Беларуси разработана региональная политика и ряд программ, направленных на развитие малых городов республики. Так, наиболее важными являются Государственная программа по развитию регионов, малых и средних городских поселений Республики Беларусь до 2010 года и Государственная программа благоустройства и наведения порядка на земле, Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы . В Национальной программе развития туризма определено к 2010 году довести объем туристско-экскурсионных услуг в общем объеме услуг населению  до 5%. В настоящее время этот показатель составляет менее 1%.

Сеть малых городов РБ включает в себя 168 городов – 81 % от общего числа всех городских поселений страны. Всего в малых городах проживает немногим более 17 % городского населения страны. О Беларуси можно сказать, что это страна небольших городов.

Малые городские поселения вместе с сельскими поселениями страны являются чрезвычайно важными для развития туризма. Именно они наиболее многочисленны, именно в них наиболее сохранились памятники культуры, именно эти поселения являются аккумуляторами национальной памяти народа, его самобытности, традиций. Каждый белорусский малый город имеет свой неповторимый образ, свой характер, определяемый его историей; степенью развития экономики, ремесел и торговли; культурным уровнем населения; природными богатствами окружающего района; географическим положением; уровнем коммуникационной доступности и т.д.

Направления развития туризма в малых городах РБ:

  1. транзитный и трансграничный туризм;
  2. культурно-познавательный ;
  3. агроэкотуризм;
  4. спортивный туризм;
  5. рекреационный и оздоровительный туризм;
  6. деловой туризм;
  7.  религиозный туризм;
  8. этнографический туризм;
  9. ностальгический туризм;
  10. событийного туризма;
  11. научный и учебный туризм;
  12. альтернативный туризм.

Развитие туризма в малых городах РБ будет способствовать их экономическому возрождению и прогрессу.

Город Несвиж расположен в юго-западной части Минской области, в центре Несвижского района, на реке Уша. Размещение города Несвиж весьма выгодное. Он располагается в 112 км на юго-запад от Минска, что является в пределах полуторачасовой досягаемости; в 14 км от железнодорожной станции Городея на линии Минск - Барановичи. Автомобильными дорогами соединен с Барановичами, Клецком, Новогрудком и с автомобильной магистралью Минск - Слуцк. В городе хорошо развита сеть зон отдыха – парк при дворцово-парковом ансамбле «Невиж», парк «Альба», отдельные озера на реке Уша, санаторий и парковые зоны в центре города.

Город обладает богатейшей историей, неразрывно связанной с историей становления Белорусского государства. История города очень богата и является важной предпосылкой и опорой для развития внутреннего туристического бизнеса. Благодаря своей богатой истории и достойному отношению к ней потомков, город является крупным культурно-историческим ядром Беларуси и притягивает туристов из собственной страны  и из зарубежья.

Город Несвиж имеет все предпосылки и приличную базу для развития достойной туристско-рекреационной сферы международного уровня. Туризм вообще имеет огромное значение для г. Несвиж в силу целого ряда исторических и социально-экономических обстоятельств. Учитывая исключительную ценность, место и роль в национальном и историко-культурном наследии Беларуси, постановлением Совета Министров Республики Беларусь дворцово-парковый ансамбль и другие памятники истории и культуры города вошли в созданный Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».

Культурно-познавательный туризм является наиболее приоритетным для Несвижа. Экскурсионно-познавательные маршруты позволяют широкому кругу населения (иностранным туристам, учащимся средних, средних специальных учебных заведений, учащимся детско-юношеских спортивных школ, студентам, молодежи, среднему и старшему поколению и др.) познакомиться с прошлым республики, ее национальными особенностями, памятниками истории и культуры вотчины рода Радзивиллов.

Экотуризм является одним из самых перспективных и динамично развивающихся направлений туризма в республике. Экотуризм включает в себя туристские походы, отдых на природе, охоту, рыбную ловлю, водный туризм. Данный вид туризма является важным фактором привлечения иностранных туристов в Республику Беларусь и должен активно использоваться в проведении туристской политики в Несвиже, в окрестностях которого сосредоточено большое количество природных ресурсов и создаются туристские деревени с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений. Близ Несвижа активизируется использование резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах.

Религиозный туризм перспективен для Несвижа, так как здесь находятся Монастырь бенедиктинок, Костел иезуитов, Монастырь бернардинцев, чудотворные иконы и мощи святых. Для развития данного направления Необходимо: разработать специализированных экскурсионных маршрутов для паломников; взаимодействовать с представителями церковной иерархии с целью эффективного использования культовых объектов г. Несвижа и окрестностей в туристских целях.

В странах Западной Европы, США, Израиле, Канаде и других проживает большое количество выходцев из Беларуси и их потомков. Многие из них часто посещают свою историческую родину. Важной частью мероприятий по развитию туризма в г. Несвиже должна стать разработка специальных предложений для данной категории туристов. Для развития этнического туризма необходимо: организовать ностальгические туры для выходцев из Беларуси, их родственников и потомков. Экскурсии по этой тематике позволят иностранным туристам познакомиться с прошлым своих предков, их культурой, узнать о знаменитых выходцах из Беларуси, посетить места, связанные с культурой разных народов, мемориальные комплексы, культовые объекты и т.д.; взаимодействовать с представителями белорусской диаспоры за рубежом и национальными общинами (еврейской, литовской, русской, польской и т.д.) на территории Беларуси.

Для развития событийного туризма в городе Несвиже необходимо выделить ряд  наиболее значимых городских событий, которые должны стать дополнительным фактором привлечения туристов в город (День города, ежегодные фестивали, праздники, выставки); составить и распространить календарь значимых мероприятий, проходящих в городе и окрестностях; проведение широкомасштабной рекламной деятельности, информирующей о событиях, происходящих в культурной, деловой и спортивной жизни Несвижа.

Важным условием развития туризма в городе является разработка системы маркетинга городского туристского продукта, его продвижения на мировой и внутренний рынок. В крупнейших городах мира функцию продвижения туристского продукта на внешний и внутренний рынок выполняют учреждения туризма (информационно-туристские центры), которые являются организациями со значительным числом сотрудников и бюджетами в несколько миллионов долларов. Поэтому особое значение для привлечения иностранных туристов в Несвиж имеет активная информационно-рекламная, маркетинговая работа, которую должны проводить в первую очередь органы управления туризмом Несвижа и заинтересованные туристические организации.

Однако пока мы не видим качественных изменений в туристской политики города Несвиж. Ежедневно в город приезжают десятки автобусов с туристами, а направить этот поток потенциальных денежных средств  на благо Несвижа, его горожан и с умом распорядиться доходами от туризма почему-то не получается.
Возрождение и развитие малых городов Беларуси, их культурной и функционально-хозяйственной роли как центров сельских районов — задача исключительно актуальная для судьбы проводимых реформ, для того, чтобы их реальное осуществление перешло из крупных и больших городов на всю территорию страны.

Наверх | Главная


Hosted by uCoz