Шендрик А.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Красноярский край – субъект Российской Федерации, расположенный в пределах Восточной Сибири, в бассейне реки Енисей. Площадь края составляет 2339,7 тыс.кв.км. - 13,6 % территории РФ. Здесь проживает 3095,1 тыс. чел, из них 72% - городское население. Плотность населения составляет 1,3 чел. на кв.км. В составе края находятся 2 автономных округа: Таймырский и Эвенкийский, 42 района, 22 города, 41 поселок городского типа. Наиболее крупными годами являются Красноярск (921 тыс.чел.), Норильск (213 тыс.чел.), Ачинск (113 тыс.чел.), Канск (102 тыс.чел.), Железногорск (94 тыс.чел.), Минусинск (67 тыс.чел), Лесосибирск (65 тыс.чел.)

Красноярский край — один из наиболее богатых природными ресурсами регионов России. В недрах края сосредоточены основные российские запасы платины, платиноидов и медно-никелевых руд. Также здесь расположены месторождения золота, свинцово-цинковых руд, крупнейшее в России месторождение марганцевых руд, крупные запасы железного и алюминиевого сырья, месторождения богатых хромитовых руд, апатитов и фосфоритов, титана, графита и др. Региону принадлежит первенство в России по общегеологическим запасам угля. Общие разведанные запасы угля в крае составляют 806 млрд т (66 % энергетических запасов углей России, свыше 20 % мировых запасов), из них промышленно освоено лишь 7 %. В крае открыто 25 месторождений нефти и газа. После Западной Сибири это наиболее перспективный район нефтедобычи в стране. Более 80 % территории края покрыто лесами, суммарные запасы древесины составляют 7,8 млрд куб.м (9,4 % общероссийских). Лесосырьевые ресурсы края по породно-качественным характеристикам являются одними из лучших в мире. Важнейшее значение имеют водные и гидроэнергетические ресурсы, уже освоенные на Енисее и Ангаре.

В крае сформировались два территориально удаленных друг от друга основных экономических района, различных по своей ориентации — Красноярский экономический район, располагающийся в 300-километровой зоне г. Красноярска, и Норильский экономический (промышленный) район, расположенный в г. Норильске и по линии г. Норильск—г. Дудинка.

Красноярский край входит в десятку регионов-доноров, формирующих более 50 % валового внутреннего продукта России и федерального бюджета.

Регион по объему валового регионального продукта является лидером в Сибирском Федеральном округе и в последние годы демонстрирует хорошие темпы прироста ВРП. Структура ВРП края за последние годы не претерпела существенных изменений. «Локомотивом» экономики края является промышленность. Ее доля в составе ВРП составляет около 53 % . Основу промышленного комплекса края составляет цветная металлургия(69%), электроэнергетика (8%), машиностроение (8%), лесной комплекс (4%), пищевая промышленность (4%) и топливная промышленность (3%).
Согласно Введенскому и Штульбергу существует 4 объекта региональной экономической политики:

Сегодня на территории Красноярского края находят свое проявление все эти 4 объекта региональной политики. Во-первых, данной территории коснулась новая государственная политика  по укрупнению регионов: Красноярский край объединился с Эвенкийским и Таймырским АО. Во-вторых, Красноярский край сам по себе представляет крупный, сложный и многогранный субъект Российской Федерации. В-третьих, в нем выделяется так называемый «проблемный регион ресурсного типа» - широко обсуждаемый район Нижнего Приангарья. В-четвертых, в Красноярском крае присутствуют экономические, социальные и экологические проблемы, как общероссийские, так и свои специфические.

Перспективы Красноярского края, успешность его развития, связаны с грамотным проведением региональной политики на каждом из этих уровней.
Объединение Красноярского края с Таймырским АО и Эвенкийским АО является по мнению многих экспертов рациональной попыткой повысить эффективность управления  территорией. Долгое время входившие (географически, но не административно) в состав Красноярского края Таймыр и Эвенкия являлись дотационными регионами с дефицитными бюджетами, огромными территориями, низкими кредитными рейтингами, но с огромным нереализованным ресурсным потенциалом.

Вслед за поглощением Эвенкии и Таймыра Красноярский край как объединенный регион будет рассчитывать на поддержку федеральных властей в ряде ключевых инвестиционных проектов.

По сути, объединение Красноярского края, Таймыра и Эвенкии и сопутствующая объединению инвестиционная программа — это проект «второй индустриализации» Сибири, которая должна превратиться в заметного игрока в глобальном разделении труда, по крайней мере, в масштабах Азии, усилить в этом регионе геополитические позиции России. Этот проект предлагает, по мнению руководства края, перейти от политики выравнивания бюджетной обеспеченности к созданию «регионов-локомотивов» российской экономики. Особая роль отводится механизмам частно-государственного партнерства, когда государство делает целевые вложения в развитие инфраструктуры, создает необходимые условия для проекта, после чего закономерно подключается частный капитал, кратно больший первоначальных государственных вложений.
Большая часть инвестпроектов связана с освоением минеральных и лесных  ресурсов в Нижнем Приангарье, а также с освоением нефтегазовых месторождений Юрубчено-Тохомской зоны на юге Эвенкии и Ванкорского блока нефтегазовых месторождений на границе Дудинского района Таймырского АО и Туруханского района Красноярского края.

По величине прогнозных ресурсов нефти, природного газа и конденсата Красноярский край занимает второе место в России после Тюменской области. Они составляют: по нефти - 8,2 млрд. тонн, по свободному газу - 23,6 трлн. м³, по растворенному в нефти газу - 638 млрд м³. Это половина углеводородных ресурсов восточных районов России.

Разработку Ванкорской группы месторождений будет вести компания «Роснефть» и ее дочерняя компания «Енисейнефтегаз». Планируемый объем добычи – 14-19 млн.т. нефти и 5,1 млрд.куб.м. газа в год. Численность занятых на производстве – 3000 чел. Реализация проектов на юге Эвенкии связана с компанией «Славнефть». Планируемый объем добычи нефти 27 млн.т. нефти и 30-35 млрд.куб.м. газа в год.

Для транспортировки добываемой нефти и газа планируется построить новые ветки трубопроводов. Для ванкорской нефти существует 2 варианта транспортировки:
1) Нефтепровод до г.Дудинка, откуда нефть будет вывозиться танкерами по Северному морскому пути.
2) Нефтепровод в соседнюю Тюменскую область до г.Пурпе и подключение к уже существующей системе «Транснефти».
Для транспортировки нефти и газа из южной Эвенкии планируется построить газопровод и нефтепровод через с.Богучаны в Нижнем Приангарье (где будет расположен новый газоперерабатывающий завод и газохимический комбинат) и далее на юг для наполнения нового трубопровода «Восточная Сибирь Тихий океан».

Основными звеньями инвестиционной программы в Нижнем Приангарье, озвученными администрацией края, являются следующие:
В топливно-энергетическом комплексе:

В металлургии:

В лесопромышленном комплексе:

В инфраструктуре:

Среди других инвестпроектов, вне Нижнего Приангарья, наиболее значимыми являются:

Кроме того, следует отметить указанный в Транспортной стратегии РФ проект развития формирования нового широтного участка Севсиба - Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Усть-Илимска до Лесосибирска (как части будущей Северо-Российской евроазиатской магистрали). На этапе реализации первоочередных мероприятий возможно начало строительства железной дороги на участке Богучаны- Кодинск с мостом через реку Ангара. Строительство Севсиба значительно оживит экономическую активность в районе Нижнего Приангарья и повысит инвестиционную привлекательность региона.

Таким образом, перспективы Красноярского края связаны с освоением огромного минерального и энергетического ресурсного потенциала, организацией глубокой переработки древесины, реализацией своего транзитного положения и развитием туристического комплекса.

Перспективы Красноярского края вселяют оптимизм, видны положительные сдвиги. Безусловно, повышение инвестиционной привлекательности региона является важной заслугой. Заявлено множество инвестпроектов. Однако нельзя не отметить, что пока не все они согласованы. Единая и стройная система пока не выстроена. К примеру, целесообразность строительства Эвенкийской ГЭС в Туруханском районе вызывает сомнения у многих экспертов. Нельзя забывать и о том, что в настоящее время еще существует множество нерешенных социально-экономических и экологических проблем.  Заявленные инвестиционные проекты направлены в том числе и на решение значительной части этих проблем, однако охватывают не весь их спектр.

При позитивной динамике развития промышленности общее положение остается сложным. Основными проблемами здесь являются: значительная доля сырьевых производств (около 80 %), высокая степень физического и морального износа основных фондов, а также нехватка квалифицированных кадров.

Проблемами лесного комплекса остаются: сырьевая направленность и неразвитость глубокой переработки древесного сырья; недостаточная развитость транспортной логистической системы и дорожной сети, в том числе недостаточное количество лесовозных дорог круглогодового действия.

Из 12,2 млн.куб.м заготовок деловой древесины 2 млн.куб.м. уходит на экспорт за рубеж, в основном в Китай, а 2,24 млн. куб.м. вывозится в соседние регионы РФ. И лишь 4,41 млн.куб.м. перерабатывается внутри края. И значительную часть составляет неиспользуемая древесина - 2,57 млн.куб.м.
Уровень развития транспортной системы края не соответствует современным требованиям. Негативными факторами являются: большая дифференциация территорий края по степени транспортного обслуживания и неразвитость внутрирегиональной сети автомобильных дорог, особенно в северных районах края, препятствующая освоению природных ресурсов.

Насущной необходимостью также является содействие развитию сельских районов. В Европейском Союзе, как известно, помощь оказывается так называемым сельским ареалам (выделяемым по более высокой доле занятых в сельском хозяйстве, по более низким доходам в сельском хозяйстве). У нас же, в России такие критерии ЕС безоговорочно применять нельзя. В Красноярском крае, можно выделить так называемые депрессивные, «скрытые» сельские районы. В таких районах, например, реальная доля занятых в сельском хозяйстве значительно больше официальной цифры. Существует большое число самозанятых людей. Проанализировав статистические материалы, можно заметить районы, подходящие по климатическим условиям для развития сельского хозяйства, в которых располагается значительная часть сельскохозяйственных земель, но при этом большая часть продукции производится в личных подсобных хозяйствах. Этот факт как раз и указывает на проблемность данных районов. Т.е. имеется большой потенциал для развития сельскохозяйственного производства и агробизнеса, который пока не реализуется, а находится в неком «спящем» состоянии, концентрируясь лишь в личных подсобных хозяйствах: либо в силу конъюнктурных проблем (всем известный диспаритет цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию), либо в силу недостаточно развитой инфраструктуры, отсутствия системы лизинга сельскохозяйственой техники и удобной системы кредитования сельхозорганизаций. Таким образом, в первую очередь в поддержке нуждаются те сельскохозяйственные районы, в которых есть потенциал, пока находящийся в угнетенном состоянии.

В крае, естественно, присутствуют и экологические проблемы. Традиционной проблемой остается загрязнение атмосферного воздуха и поверхностных вод. Наиболее опасным в экологическом отношении является Норильский промышленный район.

Что касается специфических проблем, на первый взгляд возможно незаметных и не столь острых, но все же существующих, то следует отметить проблемы, возникшие здесь после строительства Красноярской ГЭС. Проходя через плотину ГЭС, придонные слои воды поднимаются к поверхности. Поэтому ниже  по течению, в том числе и в районе г.Красноярска вода остается холодной все лето, что снижает привлекательность летнего прибрежного отдыха для значительной части населения. Зимой же, наоборот, Енисей не замерзает на протяжении около 100 километров ниже створа ГЭС. Пар над рекой создает свой, не для каждого комфортный, микроклимат в городе. Кроме того многие местные ученые связывают осложнение ледовой обстановки в порту г.Дудинка на севере края именно с тепловыми потерями р.Енисей и р.Ангара в районах ГЭС.
Таким образом, Красноярский край является очень многогранным, сложным субъектом Российской Федерации, который имеет как  огромный потенциал развития, так и комплекс нерешенных социально-экономических и экологических проблем.

Все это и обусловливает необходимость проведения правильной, стимулирующей региональной политики государства по отношению к этой территории, которая в полной мере будет способствовать преодолению проблем и реализации преимуществ данного региона. Среди первоочередных конкретных мер способных повлиять на ситуацию в Красноярском крае с точки зрения региональной экономической политики, можно отметить:

Красноярскстат, 2005

Программа социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года. http://www.krskstate.ru

Красноярскстат, 2005

Федюкин И. «Три в одном» / Эксперт» №13(460), 4 апреля 2005

Виньков А. «Снять напряжение» / «Эксперт» №13(460), 4 апреля 2005

Инвестиционная программа развития объединенного Красноярского края - главный фактор успеха объединения / Доклад «Три в одном» www.raexpert.ru

Официальный сайт компании «Роснефть» www.rosneft.ru

Официальный сайт компании «Славнефть» www.slavneft.ru

Наверх | Главная


Hosted by uCoz